За фасадом благотворительных фондов
Вы когда-нибудь задумывались что такое благотворительные фонды? Слово в названии – «благотворительный», звучит обнадеживающе и подразумевает, что в них всё делается на благо – творят благо. Вопрос: кому? И тут же извечный философский вопрос: - а что такое благо? Как это не парадоксально, но в жизни благо для одного или одних может оказаться вредом для многих других. И наоборот. Думаю, что многие сейчас знают или слышали, что существуют такие фонды как Фонд Карнеги, фонд Рокфеллера, фонд Сороса, фонд Билла и Мелинды Гейтс. Не знаю как вам, а мне при одном упоминании об этих фондах (да и многих подобных других) хочется просто вычеркнуть слово «благотворительные» и приписать другой эпитет, более соответствующий их коварной дьявольской сути.
Когда и откуда вообще появились фонды? Кто их финансирует, кто ими управляет и главное - какая основная цель их деятельности?
Изначально возникновение организованной благотворительности в Европе принято связывать с деятельностью монастырей в средневековье. Для финансирования монастырей, церквей и больниц была введена «десятина», церкви и монастыри оставались организациями, оказывавшими помощь «сирым и убогим» на протяжении веков.
Здесь внимание – а кто ввёл «десятину»?
Очевидно, что это было возможно при какой-то централизованной власти, которая могла контролировать территорию, упорядочивать отношения в социуме на ней проживающем. А централизованная власть откуда?
Изначально, в так называемые «древние времена или тёмные века», на народном сходе выбирались самые достойные из самого же народа, которые и осуществляли координацию жизнедеятельности выбравшего их социума. Достаточно вспомнить из школьного курса истории троекратное призвание или выбор на княжение в новгородском княжестве Александра Ярославовича (Невского в 1236-1240, 1241-1252, 1257-1259) и такое же количество раз его «проводы» из власти. Выбранные наделялись властными полномочиями и средствами для осуществления общих для всего социума необходимых мероприятий. Но так было далеко не везде, в частности, в Западной Европе практиковался силовой захват территорий и власти над населением на ней проживающим, что в дальнейшем закономерно привело к появлению института наследственной власти и закреплению своих полномочий силой. Тем не менее, это способствовало образованию государственности и, если правитель проводил разумную экономическую и внешнюю политику, а социум развивался нормально, то население не возражало содержать этот органа власти и платить ему часть своих доходов за свою безопасность и благополучие. При всём при этом, государственная благотворительность, а вернее социальная поддержка крайне нуждающихся, начинает развиваться в Европе лишь в конце Средних веков.
С распространением христианской идеологии в той же средневековой Европе, начали массово появляться монастыри, которым властители, не без корысти, делегировали некоторые свои властные полномочия с финансовым обеспечением - «десятиной», в том числе делегировали функции социальной поддержки населения и главное - функции формирования нового мировоззрения. Монастыри получили безраздельное право на всей подконтрольной территории насаждать христианскую идеологию и формировать нужное власти мировоззрение населения.
Но ещё раз внимание – всё финансирование светской и духовной власти, в том числе благотворительности, осуществлялось за счёт средств самого народа.
Правитель получал от церкви поддержку и легитимизацию своей власти, церковь получала долю духовной власти и средства на своё содержание. Тем не менее, государство тогда, всё-таки, несло большую часть нагрузки поддержки бедствующих подданных. И так продолжалось несколько веков, но на смену феодальной системе пришла капиталистическая. С наступлением эпохи капитализма вся структура власти и взаимоотношений в социуме начала видоизменяться. Новой системе требовалось коренное изменение социальных отношений и она активна начала это осуществлять, а соответственно, и менять мировоззрение населения. Государство начало «самоустранятся» из сферы социальной помощи. В середине 18-го века в Англии появился первый частный фонд Корама, содержавший госпиталь найдёнышей. В среде первых преуспевших капиталистов даже звучали призывы и идеи, что капиталы бизнесменов должны реинвестироваться в общество. Под такими благовидными лозунгами возник в 1902 году в США фонд Карнеги, который начал финансировать музеи, публичные библиотеки и учреждения высшего и среднего образования. То есть, фонды в первую очередь нацелились на всё то, что активно формирует образ мышления, культуру и взаимоотношения людей в социуме. Согласно идей декларации Карнеги, благотворительность должна быть направлена на устранение корней социальных проблем и способствование прогрессу.
А интересно – не сама ли система была генератором этих социальных проблем? Вопрос больше риторический…
Чем было вызвано желание бизнеса «реинвестироваться в общество и вложиться в прогресс» - прагматизмом или состраданием «капиталистов первой волны», сейчас судить сложно – скорее всего, тогда там было и то, и другое, но первое наверняка значительно превалировало. Капитализму нужны в определённой степени ограниченно образованные и обученные рабочие, а главное - качественные потребители с расширяющимся спросом. Иначе эта система не работает и не может развиваться. А для этого нужно было опять формировать новое мировоззрение – мировоззрение потребителя.
Предлагаю вашему вниманию отрывок из книги Ричарда Томпсона и Майкла Кремо «Неизвестная история человечества», который раскрывает одну из граней участия фондов в развитии науки, а вернее, навязывании своей нужной точки зрения, влиянии её на развитие науки и на мировоззрение людей.
Роль Фонда Карнеги
«Признавая исключительно важную роль, которую играют частные фонды в финансировании исследований по эволюции человека, важно понять мотивы деятельности этих организации и их исполнительных органов. Фонд Карнеги и Джон Мерриам (John С. Merriam) являются великолепным примером. … (Далее мы рассмотрим роль Фонда Рокфеллера в финансировании раскопок пекинского человека.)
Фонд Карнеги был основан в январе 1902 года в столице США Вашингтоне; его доработанный̆ устав был принят конгрессом в 1904 году. Фондом управляли попечительский̆ совет из 24 членов и исполнительный̆ комитет, собиравшийся время от времени в течение года. Фонд был разделен на двенадцать отделов по направлениям научных исследований, включая и вопросы эволюции. Фонд, в частности, финансировал Уилсоновскую обсерваторию (Mt. Wilson Observatory), где в результате первого систематического исследования возникло предположение (а нас сейчас информируют, что это «доказанный факт» – С.Г.), что мы живем в расширяющееся Вселенной̆. Таким образом, Фонд Карнеги активно работал в двух областях (изучение проблем эволюции и расширяющееся Вселенной̆), лежащих в основе научно‐космологического видения и сменивших существовавшие ранее религиозные представления о строении и законах развития Вселенной̆.
Знаменательно, что Эндрю Карнеги (Andrew Carnegie) и другие подобные ему люди, традиционно направлявшие благотворительность на общественное благополучие, религию, больницы и образование, теперь распространили свою деятельность также и на поддержку научных исследований, лабораторий и обсерваторий. Это явилось отражением того, что с наукой̆ стали связывать главные надежды на прогресс человечества. И понимание этого все глубже укоренялось в общественном сознании, особенно в умах наиболее состоятельных и влиятельных людей.
Президент Фонда Карнеги Джон Мерриам полагал, что наука «внесла огромный̆ вклад в создание основных философий и верований». Именно в этом контексте следует рассматривать его поддержку палеонтологических экспедиций фон Кенигсвальда на Яву. Организации, подобные Фонду Карнеги, имеют возможность влиять на философию и религию путем выборочного финансирования отдельных научных исследований и пропаганды их результатов. «Число неизученных научных проблем бесконечно велико, – писал Мерриам. – Но всегда важно выбирать те вопросы, решение которых может принести науке и всему человечеству наибольшую пользу в данный̆ отрезок времени».
Вопрос эволюции человека соответствовал этому требованию. «Посвятив значительную часть моей̆ жизни продвижению исследований по истории жизни, – сказал Мерриам, – я проникся мыслью, что эволюция, или принцип поступательного развития и роста, представляет собой̆ одну из важнейших научных истин».
Палеонтолог по профессии, Мерриам в то же время был христианином. Но вера всегда опиралась на науку. «Впервые я встретился с наукой̆, – вспоминал Мерриам в 1931 году, – когда, придя из школы, передал своей̆ матери, как учитель в течение пятнадцати минут рассказывал нам, что описываемые в Книге Бытия дни творения – не обычные, состоящие из двадцати четырех часов, дни, а более длинные отрезки времени. Мы с мамой̆ посоветовались – а она была шотландской̆ пресвитерианской̆ – и решили, что это явная ересь. Но зерно уже было брошено. И я возвращался к этому все последующие десятилетия. Теперь я понимаю, что научное знание применительно к сотворению мира представляет собой̆ первозданную и неизменную запись деяний Создателя».
Разделавшись таким образом с духовными аспектами творения, Мерриам превратил эволюционную теорию Дарвина в своего рода религию. Выступая в Университете имени Джорджа Вашингтона в 1924 году, он сказал об эволюции следующее: «В духовном смысле для нашей̆ жизни нет ничего важнее возможности предвидеть результаты развития или совершенствования».
Мерриам утверждал, что наука даст человеку возможность принять на себя присущую Всевышнему роль и направлять эволюцию. «Научные исследования – это средство, при помощи которого человек сможет участвовать в своем собственном будущем, – заявил Мерриам в 1925 году в обращении к членам попечительского совета Фонда Карнеги. – Я уверен: имей̆ он (человек) выбор между тем, чтобы эволюцию направляло некое высшее Существо, которое бы просто заботилось о человеке в течение всей̆ его жизни, и между тем, чтобы какая‐то внешняя сила установила определенные законы и позволила человеку пользоваться ими самостоятельно, он предпочел бы второе, взяв на себя свою долю ответственности».
«Согласно древнему преданию, – продолжал Мерриам, – человека изгнали из Эдема, чтобы он не познал слишком многого, чтобы он не стал господином самому себе. На востоке, у Сада Эдемского, был поставлен пламенный̆ меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни. И человек должен был теперь работать, возделывать землю, чтобы познать ценность своего труда. Теперь он учится пахать окружающие его поля и жить согласно законам природы. Когда‐нибудь в далеком будущем может появиться книга, в которой̆ будет сказано, что человек достиг, наконец, такого уровня знаний, чтобы вернуться в Сад. И что у восточных ворот Сада он завладел пламенным мечом – символом власти – и поднял его над собой̆, как факел, освещающий̆ ему дорогу к древу жизни». Завладеть пламенным мечом, получить власть над древом жизни? Интересно, хватило бы тогда в Эдеме места и для Бога, и для такого одержимого наукой̆ человека, как Мерриам?»
Казалось бы, в данном случае с археологией и астрономией, закралось противоречие – как могут люди, придерживающиеся христианских ценностей и божественного творения мира и человека, финансировать научные изыскания, доказывающие эволюционное происхождение человека от обезьяны? Это же не логично и абсурдно. Но и сама система капиталистических отношений во многом противоречива и не согласуется с христианской доктриной. Достаточно вспомнить строки из Библии (Евангелие от Матфея 19:24):
«и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.»
С приходом капиталистической системы роль религии, как органа формирования мировоззрения и легитимизации власти правителей, стала неуклонно снижаться, как собственно и роль этих правителей. Новая система строилась на власти денег: деньги – власть - деньги. А всевозможные «благотворительные» фонды – это лишь новый инструмент переформатирования мировоззрения людей и способ передачи денег (считай власти) по наследству. Именно поэтому в образовании, науке, культуре поддерживаются и финансируются только те направления, которые выгодны власти денег, которые направляют развитие мысли по ложному пути познания, скрывающему суть самого человека и его истории.
И если предположить такую версию, что на нашей планете человек (Homo Sapiens) не произошел от обезьяны, а тому есть множество фактов, и не является божественным творением, то это объясняет «благотворительные порывы» в противоречивых действиях по сокрытия истины и придумывании любых сумасбродных гипотез, уводящих человека от действительности.
Тайны капитализма 12 (Познавательное ТВ, Валентин Катасонов)