Page 80 - Древняя история славян Выуск 1
P. 80

10

          иадписи составляетъ особепное воззвапіе , пе паходящееся въ связи
          съ предыдущимъ — это весьма очевидпо. He миогія , на краю кам­
          ня, отъ его излома утратившіяся буквы, â?ðîÿòèî означа^и только
          слово: могі.
               Такъ какъ надпись довольно ясна уже сама собою для знато­
          ковъ славянскихъ ïàð?÷³é , то ìí? остается немпого сказать къ ея
          объяснепію ; по впрочемъ можетъ статьея , что я пе â?ðïî îïðåä?-
          лилъ ыонограммы.
               Первое слово: »Рескі« можетъ быть трояйо иетолковаіюг Во­
          первыхъ »Ilez« [ріьзь) зпачитъ битва, ð?çïÿ, и потому mohjho предпо­
          лагать, что Рескі Боіъ, зпачитъ богъ битвъ.
               Вовторыхъ »ieski« {ð?çêãã³) зпачитъ па разпыхъ славянскихъ па­
          ð?÷³ÿõú живой, веселыіі, острый строгій, и îòä?ëÿþù³éñÿ , çä?ñü мож­
          по ïîäðàçóì?âàòü, что надпись говоритъ; волпыи жизпи, строгій Боже.
               Втрстьихъ слово >'Raj« {рагі) сохрапилось во âñ?õú славянскихъ
          ïàð?÷³ÿõü и потому — рескі можетъ бытт. прилагателыюе , произ­
          веденное отъ слова рай, и озпачать райскаго бога, или бога небесъ.
               Я ð?øèëñÿ принять ïîñë?äèåå значеніе, потому что Эсмупъ или
          Шмупъ , глава Кабировъ , былъ богъ исба, а пе войпы , второе же
          значеніе пе заключаетъ въ ñåá? пичего піитііческаго. Ñë?äóòîùåå за
          этнмъсловцо: »веса (omni, summo, all­, tout) èì?ñòú двоякое отпоше­
          піе, ибо можетъ быть отнесепо какъ къ предыдущсму предъ нимъ,
          такъ п къ ïîñë?äóþùåìó за нимъ слову, почему въ первомъ случа/і
          ыоніно читать : богъ âñ?õú небесъ , а во второмъ : всебогъ (вседер­
          житель). Впрочемъ это сбстоятельство не производитъ иа надпись ни­
          какаго вліяпія.
               Чтобы предстоящеп ìí? êðèòèê? дружески подать руку, я по­
          пытаюсь самъ ññá? возражать.
            /. Omti іего могла полвгітъсл на ìîãøë? Энея ггісто
                                славлнскал надтісь?

               Я îòü?÷àþ на этотъ вопросъ другимъ вопросомъ; кто были Тро­
          япс? Грекамп опи едва лй могли быть, потому что Греки раззорили
          Трою. (Y) За Евреевъ ихъ никто не сочтетъ, потому что опи покла­
          нялись разпьшъ идоламъ , а Евреи ñë?äîâàëè въ то время уже
          пстипному монотеизму; да п ë?òîïèñè еврепскія того времени , ко­


          (1) Въ латішскомъ языі;!; сохратілось по сіе время âûðà?êåí³å Trojani ludi (Трояпи
   75   76   77   78   79   80   81   82   83   84   85