Page 111 - Хозяева великой империи
P. 111
~ 91 ~
На Западе книги просто массово жгли. И свои, и наши. Например, в XI веке, все историче-
ские материалы были вывезены из киевских земель Святополком Окаянным во время его
бегства от Ярослава Мудрого к своему шурину и союзнику польскому королю Болеславу
Храброму в 1018 году. Больше о них никто не слышал. Еще факты... С именем папы Павла
IV связана не только борьба против науки и ученых, но и чудовищное истребление книг.
Был "Индекс запрещенных книг", первое официальное издание которого вышло в Риме в
1559г. В "Индексе" значились Декарт и Мальбранш, Спиноза и Гоббс, Локк и Юм, Савона-
рола и Сарпи, Гольбах и Гельвеций, Вольтер и Руссо, Ренан и Штраус, Тэн, Минье, Кинэ,
Мишле, Золя, Флобер, Жорж Санд, Стендаль, Виктор Гюго, Лессинг, Прудон, Мицкевич,
Метерлинк, Анатоль Франс, ряд энциклопедий. В "Индекс" включались и католики, кото-
рые критиковали принцип непогрешимости папы, например - богослов Игнатий Деллингер
(Иоанн Игнатий фон Dollinger, 1799-1891гж, проф. Мюнхенского унив.). Специальная "кон-
грегация по Индексу" под председательством самого папы Пия V (1566-1572гг) была создана
в 1571г. Эта конгрегация просуществовала в своем первоначальном виде до 1917г.(!), когда
она передала свои функции т.н. конгрегации святой инквизиции, учрежденной еще в 1542г.
С XVI по XX век включительно вышло 32 издания списка запрещенных книг. Последнее из-
дание "Индекса" было предпринято в 1948 году, в понтификат папы Пия XII. По ТВ вам не
говорят, что выполняя решение Тридентского собора (XIX Вселенский собор католической
церкви, 1545-1563гг), огромный массив книг, содержащих тексты с датировкой событий не
по Христу - был сожжен.
В России принято официально утверждать, что документы гибли во время войн, восста-
ний, вследствии плохих условий хранения и стихийных бедствий (особенно пожаров и
наводнений) - т.е. гибель документов носила случайный массовый характер. Но признается,
что многие старые документы гибли/уничтожались уже позже - в XVI-XVII веках из-за того,
что современники не видели в них исторической ценности и использовали старые докумен-
ты на пергамене в качестве поделочного или вспомогательно материала - например, оклеи-
вали ими крышки переплетов книг. Распространенной была практика уничтожения неже-
лательных документов: согласно логике того времени, уничтожение договорного документа
освобождало от выполнения его обязательств. Была и практика уничтожения документов,
юрисдикция которых аннулировалась.
Старинных русских карт даже XV-XVIII веков - почти нет. Карта Як.Брюса 1696г, "Книга
Сибири" Ремезова (1699-1701гг), "Карта полушарий" В.О.Киприянова 1713 года, Атлас Ки-
рилова 1724-1737гг - все! Хотя иностранных карт этого периода – тысячи и тысячи. Русские
карты либо уничтожили, либо они лежат в архивах под грифом "секретно" (официально в
архивах Библиотеки РАН хранится аж 10.000 старинных карт). А спрятано потому, что в них
- совсем другая история России.
Т.е. найти исследователям хронологии документы первой половины второго тысячелетия
- безумно сложно. Даже те древние рукописи, что сохранились, доходят до нас не в оригина-
ле, а в списках, иногда очень многочисленных и всегда имеющих большие отличия от ис-
ходного текста. Каждый список начинает жить своей собственной жизнью, являясь как об-
разцом для подражания, так и материалом для компиляций и фальсификаций.
Факты... На Руси накапливать старые документы раньше других начали князья, архи-
ереи и монастыри. Письменные документы в Древнерусском государстве были распростра-
ненным явлением. И документы, и книги, и материальные ценности и сокровища имели
общее место хранения - в скотнице, казне, сокровищнице (в Западной Европе - scrinium,
thesaurum, tresor). В уцелевших летописях содержатся весьма ранние упоминания о суще-
ствовании княжеских скотниц: например, в них есть сведения о том, что у князя Владимира
существовала скотница, или о том, что Изяслав Мстиславич в 1146 году захватил скотницу
во владениях Ольговичей. С появлением христианства на Руси большие комплексы доку-
ментов складываются в церквах и монастырях, сначала в ризницах (вместе с церковной
утварью, облачением, культовыми книгами), потом отдельно. В архивах монастырей и
церквей (на местах) хранилось просто огромное количество документов. А согласно Судеб-