Page 14 - Неоднородная Вселенная
P. 14
Николай Левашов «Неоднородная Вселенная»
Предисловие
Актуальность проблемы
Появление человека и зарождение у него сознания неразрывно связано с попытками
познания им окружающего мира. Весь мир в своей бесконечности, безграничности и бес-
предельности не дан человеку в его непосредственности. Онтологический подход даёт воз-
можность охватить мир, как целое, как систему. Таким образом, онтология отвечает на
вопрос: в чём сущность мироздания и миропонимания.
Специфическая философская постановка вопроса, которую мы встречаем у древне-
греческих философов Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена, состоит в попытке установить
первопричину, первооснову, которые могли бы объяснить всё бесконечное многообразие
природных явлений.
Фалес считал таким первоначалом воду, Анаксимен — воздух, Гераклит — огонь,
Ксенофан и Парменид — землю, т.е., в общем, те же, казавшиеся в древности далее нераз-
ложимыми стихии, которые мы находим и в древнеиндийской, и в древнекитайской натур-
философии. Лишь Анаксимандр выдвинул, в качестве такого первоначала, некую неопре-
делённую первостихию, которую он обозначил словом «апейрон».
Лейбниц началом считал монаду, т.е., простую субстанцию, которая не возникает и
не исчезает, не имеет частей и может быть получена только путём творения. Каждая мо-
нада должна быть отличной от другой, и, как любое творение, монада подвержена беспре-
рывному изменению. Изменения монады исходят из внутреннего начала, т.к. внешняя
причина не может иметь влияния внутри монады.
Эпикур, Левкипп, Демокрит и Кант полагали, что первоначальным состоянием при-
роды было всеобщее рассеяние первичного вещества всех небесных тел — атомов. Лев-
кипп и Демокрит полагали, что бесконечно не только число атомов во вселенной, но и
число возможных для них форм, т.е. их фигур, очертаний.
Число этих различных форм — бесконечно. Доказательство бесконечного числа форм
атомов, конечно, не могло быть эмпирическим, вследствие невидимости и неосязаемости
этих форм, а только логическим. Это учение стало новым и вполне оригинальным спосо-
бом решения естественнонаучной и философской проблемы, которая была поставлена пе-
ред греческой мыслью элейцами с их учением, согласно которому истинно сущее бытие
не может ни возникнуть, ни погибнуть.
Левкипп и Демокрит, так же, как Эмпедокл и Анаксагор, согласны с этим тезисом, но,
вместе с тем, боролись против воззрений элейцев, отрицавших мыслимость множества и
мыслимость движения. Эмпедокл пытался решить эту задачу, разработав гипотезу о четы-
рёх «корнях всех веществ» и о двух силах, которыми они приводятся в движение. Анакса-
гор ту же задачу пытался решить, выдвинув гипотезу о существовании отдельного от всего
«ума» — механической движущей силы, которая приводит эти частицы в движение.
Но ни Эмпедокл, ни Анаксагор не предполагали, что элементарные частицы вещества
являются абсолютно неделимыми. Именно эта мысль становится основой материалисти-
ческой философии и физики Левкиппа и Демокрита. Теория о невидимых нами атомах
К оглавлению 14