Page 97 - OMTPZG
P. 97
собрание Тибета оставило без внимания это предложение.
В 1937 г. Япония полностью оккупировала Внутреннюю Монголию и север Китая.
Китай, теперь полностью погруженный в войну с Японией, предложил Панчен-ламе
переждать на территории, контролируемой Китаем, что тот и сделал. В конце того же года
Панчен-лама заболел и умер, разрешив тем самым проблему. Однако весь этот инцидент
породил в тибетском правительстве глубокое недоверие к китайцам и убеждение в полной
несостоятельности Британии в качестве возможного источника помощи.
В 1933 г., когда умер тринадцатый Далай-лама, Гитлер стал канцлером Германии.
Принимая во внимание пограничные конфликты между Маньчжоу-го и Внешней
Монголией, на территории которой находились советские войска, в ноябре 1936 г. Япония
заключила Антикоминтерновский пакт с Германией. Пакт провозглашал обоюдную
непримиримость стран-участниц к распространению коммунизма в мире. Германия и Япония
обязались не вступать в политический союз с Советами, а в случае нападения Советского
Союза на одну из сторон вместе решить, какие меры следует предпринять для защиты своих
интересов.
Учитывая, что тогда сталинские чистки как результат борьбы двух вышеупомянутых
сил, достигли своего апогея, Китай навязывал Тибету свое военное присутствие, которое
должно было стать первым шагом к присоединению Тибета, а Британия показала свою
неспособность к какой-либо существенной помощи, Тибет вновь стал искать
покровительство и военную защиту в другом месте. Наиболее разумной альтернативой была
Япония. Итак, в 1938 г. правительство Тибета, полностью контролируемое Ретингом
Ринпоче, возобновило контакты с Японией.
Многие тибетцы с восхищением относились к Японии, представляя ее себе буддийской
страной, ставшей мировой супердержавой и новым покровителем буддийского учения.
После подписания японо-германского антикоминтерновского пакта Тибет также стал
подумывать об установлении официальных связей с правительством Германии. Это решение
не предполагало поддержки нацистской идеологии или политики, но было целиком
продиктовано условиями времени и практической необходимостью. Однако консервативное
тибетское правительство действовало с осторожностью. Оно пригласило в Тибет на
празднование Лосара (Нового года) немецкую правительственную делегацию, это
приглашение стало поводом для третьей тибетской экспедиции Эрнста Шеффера в
1938–1939 гг. Британия возражала против экспедиции, но тибетцы оставили эти возражения
без внимания.
Шеффер был охотником, натуралистом и биологом. Две его предыдущие тибетские
экспедиции, имевшие место в 1931–1932 и 1934–1936 гг., были следствием изучения
материалов, переданных германскому резиденту Я. Блюмкиным. Однако внутренние
политические процессы, происходившие в Германии в начале 30-х годов, повлияли на
подготовку и целеполагание экспедиций Э. Шеффера, потому они носили скорее
приключенческий характер, а также были посвящены исследованиям в области зоологии.
Однако третья экспедиция была организована обществом Аненербе. Германия не была
заинтересована в том, чтобы предоставить Тибету военную помощь или покровительство,
чтобы не осложнять отношения с союзной Японией. Это ясно видно из состава делегации.
Помимо Шеффера в нее входили антрополог, геофизик, кинооператор и технический
руководитель. Немцы привезли с собой из экспедиции множество черепов и ряд других
артефактов для дальнейшего изучения.
Согласно нацистским оккультным источникам, экспедиция также искала поддержки
для Германии у учителей Шамбалы, хранителей тайных паранормальных сил. Лхаса
настороженно отнеслась к немецким просьбам, но экспедиция, тем не менее, получила
согласие от оккультных учителей дать знания о подземном царстве Агарту (Агарти –
Колыбель человечества), для чего в Германию прибыл ряд тибетцев, владевших
соответствующими тайными знаниями. Возглавлял консультантов один из тибетских лам.
Нацистскому руководству были продемонстрированы удивительные для того времени