Page 81 - Письма о славянских древностях
P. 81
ПИСЬМО ШЕСТОЕ
Отставному майору его Величества
Короля Саксонии,
директору музея «Грюнес Гевёльбе» в
Дрездене господину барону ф. Ландсбергу
Бромберг, от 30 марта 1846 года
В уважаемом труде Вашего Высокоблагородия о музее «Грюнес Гевёль
бе» в Дрездене, издание 9, на стр. 35 среди описания изделий из слоновой
кости я нахожу следующие записи:
«На № 448 изображён Христос с женщинами после воскрешения. Пред
положительно, это очень древняя работа X века. На ней можно прочесть:
X VIР Е Т Е и HANAGTAGIG. На обратной стороне вертикально распо
ложен латинский крест и читается надпись IG.XG.
HI.KA.
Сей экспонат, хоть и является лишь половиной диптиха (другая половина
его отсутствует), размерами 6 дюймов в высоту и 4 дюйма в ширину, но в
качестве византийской или иной работы греческого мастера, перенесенной в
Италию, является довольно необычным.»
Позволю себе, Ваше Высокоблагородие, нижайше просить Вас обратить
внимание на то, что здесь закралась ошибка, искажающая смысл, которая
вызвана, очевидно, античной формой греческой буквы С («сигма»), которая в
сей форме была неприемлема для резчика, отчего он здесь везде высек бук
ву G.
Если отделить женский артикль Н от слова и заменить G на С, то надпись
на первой странице будет читаться следующим образом: Н ANACTACIC, з
АнЬуфбуйг - воскресение.
Другое слово, состоящее из букв, лежащих на боку, читается как XAIPETE
- слава вам! или радуйтесь! Или же: Приветствую вас!
На обратной стороне мастер вновь дважды превратил С в G. На этом