Page 187 - Сущность и Разум, Том 1
P. 187

Николай Левашов «Сущность и Разум». Том 1
        в поведении у носителя сознания. Разумность, в свою очередь, проявляется в адекватно-

        сти реакций на процессы, происходящие в окружающей среде. Адекватность представ-
        ляет собой рациональность, оптимальность тех или иных реакций носителя сознания.
        Таким образом, одной из характеристик сознания является рациональность поведения
        носителя сознания, который в любом случае представляет из себя материальный объ-
        ект. Другими словами, сознание проявляется у определённым образом организован-
        ной материи. Необходимо только определить, какой должна быть организация материи,
        чтобы у неё проявились те или иные элементы сознания. Человек привык разделять ма-
        терию на живую и неживую, забывая о том, что, как одна, так и другая образованы од-
        ними и теми же атомами. Причём, любой атом живой материи, рано или поздно, станет
        частью неживой и наоборот, многие атомы неживой материи станут частью живой. По-
        добное различие определяется только тем, что соотношение масс живой и неживой мате-
        рии не эквивалентно. Живая материя составляет только незначительную часть от массы
        неживой. Тем не менее, обе полностью в состоянии переходить одна в другую, отличие
        лишь в пространственной организации и качественной структуре этих материй. Та-
        ким образом, качественное различие между живой и неживой материями сводится к раз-
                                                                                                         19
        личию в пространственной организации и качественной структуре материи .
              Сознание  возникает  на  определённом  уровне  развития  живой  материи.  Следова-
        тельно, сознание появляется, как результат определённой пространственной органи-
        зации и качественной структуры материи. Становится совершенно очевидным, что
        сознание и материя — неотделимы друг от друга. И сам вопрос о первичности созна-
        ния или материи, в силу этого, теряет всякий смысл. Рассмотрим различия в про-
        странственной организации материи. Неживая материя — неорганика — имеет четыре
        агрегатных состояния: твёрдое, жидкое, газообразное и плазменное. Только твёрдое со-
        стояние неорганической материи имеет устойчивую во времени пространственную орга-
        низацию, при которой каждый атом занимает определённое пространственное положе-
        ние относительно других атомов. Атомы образуют жёсткую пространственную струк-
        туру — кристаллическую решётку. При такой пространственной организации атомы рас-
        положены на оптимальных друг относительно друга расстояниях, соответствующих мак-
        симальной устойчивости всей системы в целом. Каждый атом в состоянии совершать не-
        значительные колебательные движения относительно узла кристаллической решётки, со-
        ответствующего  точке  устойчивого  равновесия.  В  большинстве  случаев  расстояния
        между узлами кристаллической решётки соизмеримы с размерами самих атомов, и по-
        этому не может быть и речи о том, чтобы какой-нибудь другой атом или молекула могли
        двигаться между узлами кристаллической решётки. Возможна лишь замена одного атома
        другим в узле кристаллической решётки. И только электромагнитные колебания, длина
        волн которых соизмерима с расстоянием между узлами кристаллической решётки, в со-
        стоянии двигаться внутри неё. При этом происходит частичное поглощение фотонов ато-
        мами, что приводит к некоторому изменению уровня мерности этих атомов. После по-
        глощения фотона, уровень мерности этого атома становится выше собственного уровня
        мерности, соответствующего устойчивому состоянию кристаллической решётки, и он пе-
        реходит в возбуждённое состояние. При этом соседние атомы, расположенные в узлах
        кристаллической решётки, находятся в устойчивом состоянии, и это приводит к тому, что


              19  Более подробно об этом см. главу 2.
              К оглавлению                                  187
   182   183   184   185   186   187   188   189   190   191   192