Page 18 - История ошибочна
P. 18

начинаются проблемы. Но давайте отступим немного назад: что могут рассказать о Енохе другие народы,
           не считая израильтян?

             В Древнем Египте Енох участвовал в строительстве Великой пирамиды, по крайней мере, так заявил в
           своем  произведении «Хитат» (Khitat) Таки аль-Дин Ахмед ибн  Али ибн Абд аль-Квадир ибн Мухаммед
           аль-Макрици (Taqi al-Din Ahmad ibn Ali ibn Abd al-Qadir ibn Muhammad al-Maqrizi) (1363–1442). Он заметил,
           что Енох был известен под разными именами у других народов: Саурид (Saurid), Гермес (Hermes), Идрис
           (Idris) и Енох. Ниже я представляю отрывок из «Хитата», глава 33:

                    …первый Гермес, получивший такое имя трижды в своей способности предсказателя,
                  правителя  и  мудрого  человека  (его  иудейское  имя  Енох,  он  же  сын  Джареда,  сын
                  Махалела, сын Кенана, сын Эноса, сын Сета, сын Адама — да будет прославлено его имя
                  — и он же Идрис), он прочитал по звездам, что будет потоп. Потом построил пирамиды и
                  спрятал  в  них  сокровища,  ученые  книги  и  все,  что  могло  бы  безвозвратно  исчезнуть
                  (курсив автора). Благодаря ему эти вещи сохранились [40].

             Согласно шумерскому царскому списку «WB444» (выгравированный каменный блок, представленный в
           Британском  музее в Лондоне) между созданием  мира и потопом  правило 10 великих правителей. Они
           царствовали в общей сложности 456 000 лет. Согласно царскому списку после потопа властители еще
           раз сошли с небес. Кажется, им будто бы понравилась голубая планета. 23 царя, занявшие трон после
           потопа, правили меньше, всего 24 510 лет три месяца и три с половиной дня. Считается, что седьмой из
           правителей, правивших до потопа, жил в городе солнца Сиппаре (Sippar). Боги Шамаш и Адад выбрали
           его первым, чтобы научить пророчеству и искусству писать. Этим седьмым царем по Библии был Енох.
           Слава  седьмого  правителя  оказалась  настолько  великой,  что  позднее  великий  вавилонский  царь
           Навуходоносор  I  (Nebuchadnezzar  I)  (около  1100  до  нашей  эры)  даже  породнился  с  ним.  Переводы
           клинописи,  сделанные  за  последние  десятилетия,  подтвердили,  что  именно  седьмой  правитель
           «вознесся  на  небеса»  [41].  Как  Енох.  Шумерологи,  как  и  теологи,  плывущие  по  течению  современной
           рациональности,  трактуют  это  как  «восхищение»  и  характеризуют  клинописные  тексты  как  «ранние
           записи  о  вознесении»  [42].  Седьмой  правитель  города  солнца  Сип-пар  «Вдохновил  религиозную
           фантазию позднего иудаизма» [43]. Доказательством этого приводят соединение разных фрагментов из
           многочисленных книг Еноха. А сейчас я продемонстрирую вам, почему эта идея отчасти неверна.

                                             Открытие Книги Еноха


             Новость о том, что обнаружена Книга Еноха, достигла Европы в первой половине XVIII века. Исследуя
           Африку, шотландский искатель приключений Джеймс Брюс (James Bruce) (1730–1794) не только нашел
           исток Голубого Нила, но и привез оттуда с собой в Лондон три копии текста Еноха. Тексты перевел на
           довольно  посредственный  английский  профессор  Ричард  Лоренс  (Richard  Laurence),  но  Енох  не  стал
           предметом  ученого  спора,  пока  немецкий  востоковед  и  протестант  теолог  Август  Дильман  (August
           Dillman)  (1823–1894)  не  перевел  свитки  на  немецкий.  Тогда  к  первоначальным  документам  было
           добавлено более 30 эфиопских манускриптов. Но где же Брюс раздобыл тексты Еноха?

             Когда  отцы  церкви  отредактировали  —  или  (используя  специальный  термин)  канонизировали  —
           Библию в IV веке, у них было намного больше текстов, чем есть сейчас в Библии. Многие из текстов были
           неполными, содержали пробелы или просто были трудны для понимания. Такие фрагменты не вошли в
           Библию. Тем не менее эти тексты не выбросили; их отложили в сторону — включая и сочинения Еноха.
           Позднее на них стали ссылаться как на «Апокрифы и псевдоэпиграфы Ветхого Завета» [44]. Абиссинская
           церковь, с другой стороны, адаптировала Еноха в канон — именно поэтому Джеймс Брюс и нашел тексты
           в Эфиопии. Позднее появился и славянский вариант Книги Еноха. Сравнительный анализ текста показал,
           что схожесть фундаментальных аспектов двух книг можно объяснить одним автором. И здесь начинаются
           теологические споры.

             Книга  Еноха  описывает  многие  невозможные  вещи:  путешествия  в  небеса,  к  другим  мирам,
           астрономические  доктрины,  разговоры  с  «ангелами»  и  неким  существом  с  именем  «Бог»,  суды  над
           «падшими ангелами» и людьми. Что же все это означает?

             Теологи и классические ученые, люди с феноменальными лингвистическими способностями, следуя
           названию  своей  профессии  «слово  божье»  и  религиозной  психологии,  искали  решения.  А что  еще  они
           могли  сделать?  Описания  Еноха  превратились  в  «иносказания»  (иногда  называемые  «притчами»),
           «предвидениями»,  «вдохновением»,  «грезами»,  «домыслами»,  «историями»,  и  (это  на  десерт)  было
           заявлено,  что  вся  Книга  Еноха  является  работой  нескольких  иудейских  священников  и  все  это  просто
           «олицетворение иудейского мировоззрения» [45].
                                                           18
   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23