Page 19 - История ошибочна
P. 19
А ведь на самом деле и Книга Еноха многократно переписывалась и исправлялась — как
первоначальные тексты Нового Завета. Например, неожиданно появился термин сын человеческий.
Можно проследить, что его добавили позже в эфиопских вариантах. Аналогичная история со словами
избранный и праведный. Теологи спорят о том, что эти термины придумали иудеи. Все еще больше
запуталось, когда в V веке появилась иудейская версия Книги Еноха, отличающаяся бесчисленными
уточнениями. Ее не восприняли всерьез, потому что она была (якобы) основана на взглядах иудея рабби
Ишмаэля (Rabbi Ishma'el). Книгу Еноха отнесли к «гностическим писаниям». Сегодня гностицизм обычно
ассоциируется с эзотерической философией, мировоззрением или религией. Слово гносис на греческом
языке означает «познание».
Непонятно, откуда рабби Ишмаэль взял свои необыкновенные сведения, но он не мог их выдумать,
потому что информация очень сложна и детально описана. Прежде чем сравнить славянскую и греческую
версии Книги Еноха, предлагаю рассмотреть несколько весьма любопытных отрывков из иудейского
текста Книги Еноха.
Иудейская Книга Еноха
Рабби Ишмаэль заявляет, что он поднимался в небеса и встретился там с ангелом по имени Метатрон
(Metatron), который ему показал свой мир. Этот же самый Метатрон, как потом выясняется, был не кто
иной, как Енох. В отличие от других версий в иудейской книге Метатрон/Енох не может вернуться на
Землю к человечеству, он остается около трона «Бога», и только провидец рабби Ишмаэль может
услышать его. Метатрон/Енох рассказывает рабби о том, что Господь называет его «юнцом». Он
объясняет, почему: «Создатель благосклонен к тебе и твоему отцу. И потому что я самый молодой среди
них, младше по дням, месяцам и годам, они и называют меня „юнцом―»[46].
А как Метатрон/Енох попал в небесное царство?
Когда Господь, да будет благословен Он, захотел поднять меня к себе, сначала Он
послал Анафиэла, князя, и взял он меня, пока никто не видел, и понес в небеса на
огненной колеснице, которую тянули огненные кони… Когда Господь, да будет
благословен Он, взял меня у людей потопа, он поднял на крыльях ветра Шекины в самые
небеса и отвел меня в замечательное место Аработ Ракия, где я увидел прославленный
Престол Шекины [47].
Мы понимаем, что «Господь» очень любит «юнца» (Метатрона/Еноха). Более того, он любит его даже
«больше, чем всех (своих) служителей», и поэтому написал буквы пламенным пером и открыл
Метатрону/Еноху, как возникли не только Небеса и Земля, но и моря, и реки, горы и холмы, молния, гром,
звук и шторм, и даже планеты и созвездия.
Неплохо, что все эти всеобъемлющие межзвездные знания получил Метатрон/Енох. Мне
вспоминается Авраам, который тоже поднимался в небеса и видел «под собой» [48] Землю. Или Энкиду
из эпоса о Гильгамеше, поднятого над Землей на «крыльях орла» [49, 50]. Или «путешествие Арджуны на
небо Индры» [51]. А когда в иудейской Книге Еноха появляются небесные «колеса» или «залы в
небесном своде», мне вспоминаются «колеса» в «Книге Дзян» [52] и «небесные города» в санскритском
эпосе «Махабхарата» [53]. Существует бесчисленное множество похожих примеров, описанных в
классической литературе. Разница между теологами и мной в том, что я изучаю тексты из всех религий и
регионов мира, в то время как ученые, занимающиеся иудейско-христианскими преданиями,
ограничиваются исключительно текстами Библии и Апокрифа. Причем все.
В иудейской Книге Еноха рабби Ишмаэль составляет список многочисленных миров (планет), указывая
их названия. Он знает имена каждого правителя, всех князей или царей и даже рассказывает о небесной
библиотеке: «Он создал ларец писаний с Книгой Памяти и положил ее перед Господом, да будет Он
благословен. И он взломал печать ларца, открыл ее, взял книги и дал их Господу, да будет Он
благословен…» [54].
Небеса, святые, Господь, правители, священники, архангелы, колеса, планеты, огненные колесницы,
большое количество небес — о боже, помоги! А существовал ли этот Енох вообще? Пока я назвал семь
его имен: Енох, Саурид, Гермес, Идрис, Метатрон, «юнец» и седьмой царь, правивший до потопа.
Какое из них верное?
Возможно, ни одно из них в нашем произношении или орфографии. Библейский иудейский язык
представлял собой только набор согласных — гласные полностью отсутствовали. Чтобы легче его
19