Page 108 - OMTPZG
P. 108
получить военную или политическую поддержку – например, отождествление с Шамбалой
таких стран, как Россия, Монголия и Япония. Другие возникали внутри оккультных течений,
смешивая буддийские идеи с концепциями иных религиозных систем. Отдельные лица,
особо захваченные сим хитрым феноменом, даже отправлялись в долгие экспедиции с целью
найти эту сказочную страну, полагая, что она существует в реальности. До чего только не
дойдет охочий до запретных знаний ум человека, в какие тяжкие не пустится в погоне за
непознаваемым, кому только не продаст душу? Но, как говорил легендарный и мудрейший
из правителей, – царь единого Израильского царства Соломон: «Что было, то и будет; и что
делалось под солнцем, то и будет делаться; и нет ничего нового под солнцем». Поэтому,
последуем соломоновой мудрости и не станем удивляться ничему.
Впрочем, выделить основные тенденции все же можно.
Вокруг многочисленных трактовок и интерпретаций Шамбалы, сформировались две
основные группы воззрений. Одна из них рассматривала таинственную страну как
утопический рай, население которого спасет мир. Об этом мы уже говорили. Но рассмотрим
и иные представления о Шамбале. Сформировалась другая группа «исследователей»,
считавшая Шамбалу страной злых сил. Чтобы понять общие тенденции в сложном процессе
мифотворчества, рассмотрим лишь некоторые из возможных интерпретаций, ибо мы не
ставим перед собой цели изучения этого сложного явления, что было бы с нашей стороны
весьма самонадеянно, а главное – бесполезно.
В первую серьезную попытку использовать легенду о Шамбале в политических целях
была вовлечена Россия. Мы уже упоминали о роли Агван Дорджиева в этом деле. Перед
лицом того факта, что Британия и Китай вели активные закулисные действия по
установлению контроля над Тибетом, он предложил Далай-ламе обратиться к России за
военной поддержкой, убедив его, что Россия и есть Шамбала, а Николай II – реинкарнация
ламы Цонкапы.
Следующая попытка политической эксплуатации легенды о Шамбале имела место в
Монголии. Барон фон Унгерн-Штернберг – немец, проживавший в России, был яростным
антибольшевиком. Печально известный своей жестокостью, Унгерн убил тысячи китайцев,
монголов, русских большевиков и евреев, заработав тем самым себе прозвище
«Сумасшедший барон». Унгерн был уверен, что все евреи были большевиками и что в деле
его жизни его ведут тайные силы, исходящие из Тибета.
Сухэ-Батор учредил в Бурятии временное коммунистическое правительство и повел
монгольскую армию против Унгерна. Сухэ-Батор вдохновлял свои войска, обещая им, что,
борясь за освобождение Монголии от гнета, они переродятся в воинов армии Шамбалы.
После взятия японцами Внутренней Монголии в 1937 году Япония также начала
использовать легенду о Шамбале для своей политической выгоды. Чтобы добиться
преданности монголов, велась пропагандистская кампания, утверждавшая, что именно
Япония являлась Шамбалой.
В книге 1922 года «Звери, люди и боги» Фердинанд Оссендовский (1876–1945) –
польский ученый, проживший большую часть жизни в России, описал свои путешествия по
Внешней Монголии. Хотя тексты, относящиеся к тантрической системе Калачакры, никогда
не описывали Шамбалу как подземное царство, в докладе Оссендовского есть явная
параллель содержащемуся в этих текстах описанию того, как правитель Калки из Шамбалы
приходит на помощь миру, с тем, чтобы остановить войну, ведущую к концу света.
Появление здесь Агарти так или иначе примечательно. Это название не появляется в
литературе, посвященной системе Калачакры.
Впервые слово «Агарти» (Agharta, Asgartha, Agarthi, Agardhi) появилось во
французском романе «Сыновья Бога» («Les Fils de Dieu»), написанном в 1873 году писателем
Луи Жаколио. В последующем, особенно в материалах Аненербе, Агарти переходит в
Агарту. Мы же будем пользоваться и тем, и другим именем «Колыбели человечества».
Другой французский писатель – Джозеф-Александр Сэнт-Ив д`Альвейдр добавил легенде об
Агарти популярности, упомянув о ней в своем романе 1886 года «Миссия Индии в Европе»