Page 9 - Шах Планете Земля
P. 9
8
косной материей. В наказание за совершенные проступки душа помещается в бренное тело.
От жизни к жизни она переходит из тела в тело, пока не будет оплачен долг за прошлое.
Альбигензеры отвергали ритуалы и таинства церкви, а также идею воскрешения из мертвых.
Инквизиция, полнее всего проявившая себя, начиная с XII века в борьбе против сектантства,
распространившегося на юге Франции и в Испании, без сомнения, является одной из самых
темных страниц нашей истории. Она была отменена в Испании только "в 1808 году, а в 1870
году — и в Ватикане. Деятельность инквизиции оказала существенное влияние на
дальнейший ход истории.
Монополия Церкви в духовной области со временем перестала восприниматься как
должное. В эпоху Просвещения наука вырвалась из стереотипов мышления, навязываемых
Церковью.
Научный контроль над человеком
В конце XVIII века Томас Роберт Мальтус (английский экономист и историк, 1766-1834 гг.)
выдвинул гипотезу о более высоких темпах прироста народонаселения по сравнению с ростом
производства средств к существованию. Он обосновывал эту идею тем, что "рабочий класс
размножается слишком быстро". По Мальтусу, существуют классы, стоящие ниже, и классы,
стоящие выше. Он был первым, кто начал пропагандировать использование биологических
мер для предотвращения демографического взрыва.
В середине XIX века Чарльз Роберт Дарвин (английский натуралист, 1809-1882 гг.),
основываясь на гипотезе Мальтуса, разработал свои известные теории о происхождении и
развитии человека.
Фрэнсис Гальтон (английский психолог, 1822—1911 гг.), сводный брат Дарвина,
стремившийся улучшить человеческую расу посредством селекционного отбора, развил ту
область евгеники — учения об улучшении человеческой природы биологическим путем, —
которая позже снискала сомнительную славу под немецким названием "Расовая теория".
Конечно, истоки расизма своими корнями глубоко уходят в историю. Тем не менее, его
настоящее связано с работами француза Артура Комте де Гобино (1816—1882 гг.), автора
классического расистского трактата "Исследование неравенства человеческих рас".
Нет необходимости вдаваться в более детальное рассмотрение этого вопроса. Следует лишь
указать на то, что своих страстных приверженцев это новое "социал-философское
направление" нашло в сфере психиатрии, где и продолжало развиваться, а своего апогея
достигло в Третьем Рейхе в виде расовых законов (нюрнбергские законы).
В середине XIX века профессор философии Лейпцигского университета Вильгельм Вундт
(1832—1920 гг.) основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Вундт
рассматривал проявление воли как непосредственную реакцию человека на комбинацию
воспринятых раздражителей, но ни в коем случае не как сознательную целеустремленность
обладающего свободной волей индивидуума. Он был убежден, что человек лишен души и
способности к самоопределению. Вундт пытался доказать, что человек представляет собой
сумму своего предшествующего опыта — раздражителей, запечатленных в его сознании и
подсознании. Теория Вундта заложила философскую основу принципов кондиционизма —
теории познания, в которой понятие причины заменено понятием совокупности условий,
развитых впоследствии Павловым (русский психолог, 1849—1936 гг.) и американскими
психологами, сторонниками бихевиоризма (англ. behavior — поведение — Прим. перев.).
Внедрение принципов кондиционизма проявилось в применении лоботомии и электрошока в
практике психотерапии, создании школ, ориентированных больше на социализацию детей,
чем на развитие у них интеллекта и культуры, в появлении общества, нацеленного лишь на
удовлетворение своих материальных потребностей.
В 1905 году в Америке (Пенсильвания) был предложен один из первых законов о
К оглавлению