Page 11 - Сущность и Разум, Том 2
P. 11

Николай Левашов «Сущность и Разум». Том 2

       вие для зарождения сознания. И вновь в природе существует немало видов, ведущих стад-
       ный образ жизни, в том числе и виды, имеющие объёмы мозга, соизмеримые с человече-
       ским (например, приматы, дельфины, слоны, киты).
            Некоторая критическая численность особей, образующая стадо первобытных людей?
       При  которой  (численности)  образуется  такой  уровень  общего  пси-поля  данного  стада
       (группы), при котором проявляется состояние надорганизма, необходимое для сохране-
       ния вида и развития нейронов мозга. И опять, это лишь необходимое условие для зарож-
       дения сознания.
            А может быть, это появление и развитие сигнальной системы взаимодействия — речи
       между особями внутри стада?! И вновь перед нами необходимое условие зарождения со-
       знания. Так как у очень многих как стадных, так и не стадных животных существуют свои
       сигнальные системы, в то время как сознание у них не зарождается.
            Может быть, это прямохождение, при котором у человека высвобождается пара ко-
       нечностей, и появляется возможность развития и использования их в новом качестве? Дей-
       ствительно важное свойство, без которого невозможно развитие цивилизации. «Труд сде-
       лал из обезьяны человека» — утверждал Ф. Энгельс. В чём-то он может быть и прав, но
       высокоорганизованный и разделённый труд в колониях пчёл, муравьёв и термитов, напри-
       мер, которые имеют три пары конечностей и используют одну, а порой и две пары этих
       конечностей в своей «трудовой деятельности», так и не привёл к зарождению у этих насе-
       комых сознания. Хотя они «совершенствуются» в этом не менее двух миллиардов лет, и
       так ничего у них и не получилось. Скорее всего, «лень» была и есть движущей силой про-
       гресса. Кому-то надоело руками разгребать землю в поисках корешков и червячков, и он
       придумал инструменты для обработки земли. Кому-то надоело таскать тяжести на своём
       горбу, и он стал использовать вьючных животных, а потом придумал и колесо. И этот спи-
       сок можно продолжить до бесконечности... И вновь прямохождение и, как следствие, воз-
       можность качественно нового применения «высвободившейся» пары конечностей, явля-
       ются только необходимым условием появления сознания.
            Может быть, толчком послужило появление письменности, сделавшей возможным
       накопление информации от поколения к поколению? К зарождению которой можно отне-
       сти наскальную живопись, когда первобытные люди изображали различные сцены из их
       жизни, по которым и сейчас можно «прочитать» историю их жизни. Использование сим-
       волов для описания происходящего, привело к бурному развитию древних цивилизаций
       славяно-ариев, Египта, Китая, Индии, цивилизаций американских индейцев и многих дру-
       гих, память о которых не сохранила история. Но появление письменности можно отнести
       только к следствию развития свободных конечностей у прямоходящих.
            Так, какое из перечисленных выше необходимых условий является достаточным для
       зарождения сознания?! Какое из условий — определяющее: объём мозга, стадный образ
       жизни,  критическая  численность,  сигнальная  система  или  прямохождение?  Про-
       блема, как раз, и состоит в том, что ни одно из перечисленных условий, в отдельности, не
       являются достаточным для появления сознания.
            Только  вид,  у  которого  они  ПРОЯВЛЯЮТСЯ  ОДНОВРЕМЕННО,  приобретает
       при своём адаптировании к условиям окружающей среды, СОЗНАНИЕ! А если проана-
       лизировать, каким образом все эти необходимые условия могут проявиться у одного вида,
       станет ясно, что первопричиной всему этому является определённый уровень развития




            К оглавлению                                   11
   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16