Page 57 - UM
P. 57

С т р а н и ц а | 56

Поэтому к тем группам предполагаемых исследователей, о которых мы говорили,
следует добавить и специалистов по расшифровке.

"Чтобы привести более ясный пример, – пишет Рене Аллео в книге «Аспекты
традиционной алхимии», – возьмем игру в шахматы, сравнительная простота правил
которой нам известна, равно как и ее элементы и возможность бесконечного
количества комбинаций. Если представить себе все загадочные алхимические
трактаты как части, выраженные условным языком, то, честно говоря, следует
допустить, что мы прежде всего не знаем ни правил игры, ни использованного шифра.
Мы позволяем себе утверждать, что зашифрованные указания записаны знаками,
понятными всем, и это как раз и создает иллюзию хорошо составленной
криптограммы. Таким образом, осторожность подсказывает нам, что не следует
обольщаться, полагая, что смысл ясен и что надо изучать эти тексты так, как будто
речь идет о неизвестном языке.

По-видимому, эти послания адресуются только тем, кто посвящен в эту игру, – другим
алхимикам; следует полагать, что они уже получили ключ к точному пониманию этого
письма, причем получили какими-то средствами, отличными от письменной
традиции".

***

Как бы глубоко ни погружались мы в прошлое, мы находим алхимические рукописи.
Николай де Валуа в XV веке пришел к выводу, что превращения, секреты и техника
высвобождения энергии были известны людям еще до изобретения письменности.
Архитектура предшествовала письменности. Она, может быть, и представляла собой
своеобразную форму письменности. И мы видим, что алхимия тесно связана с
архитектурой. Один из самых значительных текстов по алхимии, автор которого –
Эспри Гобино де Монлюнзан, называется «Достопримечательные толкования загадок и
иероглифических фигур, находящихся на главном портале Собора Парижской
Богоматери». Труды Фулканелли посвящены «Тайне соборов» и тщательным
описаниям «Обителей философии». Некоторые средневековые здания
свидетельствуют о существовании обычая передавать посредством архитектуры
послания об алхимии, восходящие к бесконечно далеким временам. Ньютон был
убежден в существовании цепи посвященных, уходящей в седую древность, верил, что
эти посвященные владели тайнами превращений и расщепления материи. Английский
ученый-атомщик Да Коста Андрадо в речи, произнесенной перед коллегами по случаю
300-летия Ньютона в Кембридже, дал понять, что открывший гравитацию, быть может,
и сам принадлежал к этой цепи и открыл миру только малую часть своего знания.

"Я не рассчитываю, – сказал он, – убедить скептиков, что Ньютон обладал пророческой
властью или особым видением, открывшими ему возможность получения энергии
   52   53   54   55   56   57   58   59   60   61   62