Гардарика. Русь Полабская
Полабско-поморские (или балтийские) славяне, проживали некогда в северных частях современной центральной Европы – по южному берегу Балтийского моря и по рекам Лаба, Солава, Одра, Хобола, а также по низовьям Вислы.
Здесь Вы можете найтиредкие, подчас уникальные, и надеюсь, по-настоящему интересные, материалы об этих народах. Многие из представленных на сайте данных для кого-то могут оказаться настоящим откровением. Тем не менее, они абсолютно правдивы и верны. И мы видим одной из своей целей – чтобы Вы, сами лично, смогли в этом убедиться.
Помимо всего прочего, на нашем ресурсе размещены сведения об очень близком родстве балтийских славян с русским народом, особенно с северными русскими. Для некоторых, это может показаться неожиданным, но, тем не менее, это также правда.
Кроме того, мы публикуем, видимо одними из первых, почти не изученные, но тем не менее, чрезвычайно красноречивые (даже в самом первом приближении) топонимистические (сравнивающие географические названия) аргументы близкого родства русских и балтийских славян.
Совпадения между названиями полабско-поморских земель и России часто по-настоящему ошеломляют!
Также на сайте представлены некоторые мысли и наблюдения о том, почему настолько яркие, важные и ключевые сведения о нашей с вами истории, в настоящее время столь катастрофически мало известны, причём не только массовой публике, но и «профессионалам». Хотя, в последние годы, наметилась тенденция распространения данной информации в самых широких кругах. Её уже невозможно просто отрицать или замалчивать. Что, конечно же, является очень отрадным.
Предлагаем Вам познакомиться с этими данными. Очень может быть, что Вы узнаете что-то абсолютно новое для себя! Перед Вами то, что усилиями некоторых нечистоплотных и ангажированных историков прошлых времен, совершенно искусственно, держалось в тайне! Это наша древнейшая история!
Балтийские, полабско-поморские славяне в древности и средневековье проживали в землях, расположенных по южному берегу Балтики – которые в настоящее время, поделены между Польшей и Германией. На иллюстрации пунктирной линией примерно обозначена область, которую населяли эти племена. А также указаны современные немецкие федеральные земли и польские воеводства, частично или полностью
расположившиеся в их землях.
В своё время, славянские народы жили по всему южному берегу Балтики – примерно от современного немецкого города Киль и до самого устья реки Вислы. А также по берегам рек Одры (Водры, Одера) и Эльбы (Лабы) с их притоками – такими, как Заале (Солава), Шпрее (Спрёва), Хафель (Хобола или Гавола), Икер (Укра), Нейсе (Ныса или Нижа), Пене (Пена) и т.д.
Многочисленное славянское население, в эпоху раннего средневековья, также проживало в Скандинавии – и в Норвегии, и в Швеции, и в Дании. Составляя там, как минимум, очень существенную диаспору. Но центром
их земель было именно южное побережье Балтийского моря.
Политически, поморские и полабские славяне представляли собой несколько довольно крупных военно-племенных союзов – ободритов, лютичей, лужичан и поморян. По сообщениям немецких хронистов и католических проповедников, бывавших в их землях, некоторыми из них правили собственные короли (обладавшие всей полнотой власти и передающие её наследству правители – в отличие от «вождей», «князей»
или «герцогов», которые обладали относительно ограниченной властью и получали её от королей, или императоров, либо избирались на время самим народом). Свои короли, в частности, были у ободритов и у жителей острова Рюгена – руян.
Самым западным из этих союзов, был союз ободритов – в него входили племена самих ободритов, а также вагры, или варны, древане, линяне (или глиняне), смоляне и полабы. Их земли простиралась от современного Киля и Любека (Любицы) до Шверина (Зверина), Висмара и Ростока. Их столицами были Старигард (Ольденбург), Рерик и Велегард.
Валы Старигарда, столицы одного из ободритских племен, которое немцы называли «варны», «вагpы», видимо, на самом деле, просто, те самые «варяги». Ныне город называется Ольденбург, дословно «Старая крепость» – это название является немецкой калькой со славянского исходного варианта.
Находится город на полуострове Вагрия, в земле Шлезвиг-Гольштейн. Это тот самый город, который был упомянут одним из известных немецких описателей поморских славян, Адамом Бременским, как столица вагров, «Альдинбург» (что дословно также означает «Старая крепость»).
Чуть восточнее и южнее от них проживали лютичи (они же вильцы). В состав их союза входили племена черезпенян, резан, долечан, редарей, и иногда спреван, стодорян, моричан и гаволян. Их земли располагались на территории от современных Ростока и Нойбранденбурга, до Одры, а на юге – до современного Берлина и Бранденбурга на Хафеле (Бранибора).
Одной из столиц лютичей была знаменитейшая Ретра, она же Радегощь, или Радогощь, располагавшаяся в землях редарей, в районе Доленского озера (ныне Толлензе), в которой находился храм Радегаста.
Ретра. Urbs triсornis (Трёхрогий город) с высоты птичьего полёта. Рисунок-реконструкция ХХ-ого века, из книги немецкого археолога К. Шухардта «Аркона, Ретра, Винета». Средневековые немецкие источники сообщают, что Ретрабыла известнейшей и славнейшей крепостью в земле редарей.
В ней находился храм Радегаста – одного из самых почитаемых славянских богов. Известно что от неё до Гамбурга было 3 дня пути. Крепость также называлась «Трёхрогий Радегаст». (Перевод названия упомянутого в немецком источнике. Исходный славянский вариант, скорее всего, выглядел как «Трёхрогая Радегощь».) Она носила такое имя из-за своих трёх башен. Ретра была типичной средневековой североевропейской деревянной
крепостью.
На рисунке видны два ряда стен на холме, на берегу озера, три башни и храм. По одной версии Ретра стояла на Замковой Горе около современной деревни Прильвиц (Prillwitz, славянское название Прилойце). В XVII веке в этой деревне был найден клад, состоявший из множества литых статуэток, а также прочих предметов, видимо, культового назначения.
Правда, чуть позже, все они были провозглашены некоторыми немецкими чиновниками «расследовавшими» обстоятельства находки «фальшивкой». В настоящее время, эти фигурки, до сих пор, официально числятся фальшивыми, хотя данный «вывод» очень жёстко критиковался некоторыми
исследователями, ещё во времена того самого «расследования», приведшего к такого рода «выводу».
По-настоящему научного исследования этих фигурок, включая радиоуглеродный анализ, никогда так и не было сделано. До настоящего времени, Замковая гора в Прильвице не сохранилась, она была срыта по приказу немецких властей. При этом, по другой версии Ретра находилась там же, недалеко от Прильвица, но чуть восточней – в местечке Фельдберг (Feldberg). На берегу озера Луцин (Лужино). Шухардт в своей книге упоминает оба варианта. Причем под Фельдбергом он обнаружил большое городище, описал и сфотографировал его валы,
каменные основания стен, а также составил подробную схему.
Ещё южнее жили лужичане (они же, лужицкие сербы). В их союз входили племена лужичан, сербов, мильчан, нишан, гломачей, сусулей, плоней и жаровян, а иногда так же – и пограничные с лютичами спреване и гаволяне (хоболяне).
Жили они к югу от современного Берлина, через Лейпциг (Липск), Дрезден (Дрежджаны) и Эрфурт (Яроброд), до севера современной Баварии.
На востоке лужичане занимали берега Одры и Нейсе (Нижы), гранича там со слензянами, бобрянами и любушанами – западными славянскими племенами, в последствии составившими население Герцогства Силезия.
С юга лужицкие сербы граничили с чехами.
Ещё одним союзом полабско-поморских славян были собственно поморяне, жившие в Поморье – от устья
Одры и современного города Щецин до Гданьска, стоящего в устье Вислы. В их союз, помимо самих поморян, входили племена укрян, словинцев, волынян и пырычан. Их городами были Вольгаст (Вологощь), Колобжег (Колобрег), Бялогард (Белгард), Гданьск, Щецин (Штетыно), Старгард, Славно, Камень и знаменитейший Волин (во время землетрясения в начале XIV века ушедший, к сожалению, на дно моря). На границах их земель находилось и небольшое поселение Быдгощь, в последствии ставшее крупным и знаменитым городом. На юге поморяне граничили с польскими племенами, а позже и с польским королевством.
Особняком среди полабско-поморских славян стояли жители священного острова Руяны (современного Рюгена) – руяне (они же ране, ругии, рены, рутены, или, видимо, просто русы). Они не подчинялись никому и, подчас, сами диктовали свою волю окрестным племенам. Именно в их землях, на севере острова Рюген располагалась одна из самых главных славянских языческих святынь – крепость Аркона с храмом
Свентовита.
Аркона. Видны остатки внешних валов древней славянской крепости. Значительная часть мелового мыса, на котором стоит крепость (включая внутренние валы, а также огороженную ими территорию) к сожалению, за прошедшие столетия, в результате оползней и землетрясений, обвалилась в воду. Только в XX веке было 2 серьезныхоползня.
Там же, на острове находилась столица руян – город Кореница. Помимо этого острова, руяне владели также землями на материке – по соседству с Рюгеном, в том числе и землями племени хижан. Руянам, в частности, принадлежал, в своё время, город Штральзунд (Стрелово).
Соседние с полабскими и поморскими славянами, немцы, долгое время, со средневековья, называли их всех, обобщённо, «вендами».
Это же слово, немцы и сейчас, иногда, используют в отношении потомков поморских и полабских славян.
Его же, немцы применяли по отношению почти ко всем славянам центральной и западной Европы, включая племена жившие в Австрии, Баварии, а также к славянским народам Силезии, более того – они называли так иногда даже словаков. В общем, этим словом, немцы именовали всех соседних с ними славян, кроме, разве что,
чехов и поляков.
В средневековье, слово «венды» также использовали для обозначения западных и северных славян англичане, датчане, шведы, норвежцы и некоторые другие соседние с ними неславянские народы.
В настоящее время, из всех этих племён и народов, продолжают существовать, не растворившись окончательно среди соседей, лишь горсточка лужицких сербов (в современной Германии) и остаток поморов – кашубы (в Польше).
Все остальные их собратья за прошедшие века, к сожалению, либо онемечились, либо полонизировались.
Однако, многие из них, пересилившись в своё время на территорию соответствующую нынешней северо-западной России, сыграли очень существенную роль в формировании современного русского народа.
Современные лужичане (или по-другому, сербы, лужицкие сербы) живут на востоке современной Германии в Лужице – небольшой области, которая осталась от их изначального ареала. Расположена она в землях «Саксония» и «Бранденбург», и «зажата» между Дрезденом и Берлином с одной стороны, и Польшей с другой. Сама эта область делится на Горную и Дольную Лужицы. Дольная находится в пределах совеременного «Бранденбурга», горная в пределах «Саксонии».
Лужичане уникальны тем, что это последние исконные жители Германии, которые всё ещё помнят, что они славяне. И, пусть на очень маленькой территории, но сохранили собственную самобытность и свою культуру. И это несмотря на века военно-политического господства немцев и на часто проводившуюся в отношение них
политику ассимиляции. (Что немцы иногда пытались делать даже насильственно).
Нынешние остатки лужицких сербов – это, фактически, последние жители наших исконных, некогда, чисто славянских, земель в центре Европы, которые до сих пор не согласились стать немцами. Хотя современные лужичане – это люди, которые очень сильно интегрированы в немецкий народ. Тем не менее, они помнят своё
происхождение и гордятся им.
В VIII-XIII веках новой эры, в северных и восточных – ранее чисто славянских, землях современной Германии, а также на других, соседних территориях постоянно шли войны. Дело в том, что созданная на юге по новому, сначала просто западному христианскому, а потом и уже собственно католическому образцу, немецкая империя,
военным образом пыталась закрепиться в славянских землях Полабья и Поморья.
В общей сложности, местные славяне, сопротивлялись ей с оружием в руках, около 500-от лет! Видимо, это были самые длинные в истории человечества, с одной стороны, завоевание, а с другой, оборона какой-либо земли.
Начал попытки немецкого вторжения ещё Карл Великий, который намеревался присоединить к своему государству все соседние племена – как немецкие (такие, как саксы и тюринги), так и славянские. Именно он основал на границах с ободритами город Гамбург. Карл заключил союз с ободритами, которые поначалу,
сотрудничали с немецкой империей, надеясь на помощь в борьбе с лютичами. Карл, защищая их, действительно отправлял свои войска против лютичей.
Он же впервые попытался захватить земли лужицких сербов. Началось это в конце VIII-ого века. Хотя войны, приграничные стычки и столкновения между полабскими племенами и немецкими раннегосударственными образованиями, конечно случались и до этого.
Например, ещё в начале VII-ого века, а точнее, в 631 году, князь лужицких сербов Дерван разбил войска франкского короля Дагоберта.
Но централизованная имперская политика по покорению и присоединению этих земель начинается именно с эпохи Карла.
Интересно, что войско посланное им на завоевание лужичан было разбито немецким племенем саксов, которые, в то время сами, вместе со славянами, боролись против присоединения к империи Карла и против насильственного крещения.
Однако, в конце концов, все независимые немецкие племена в данном регионе оказались разбиты и порабощены. В том числе и саксы.
По приказу Карла были вырублены их священные рощи. А сами они крещены западными священниками. Тоже
самое произошло и с тюрингами. Таким образом, земли славян в данном регионе остались единственной не покорившейся территорией, единственной мишенью для организованного наступления молодой христианской немецкой империи. Которая стала вести с ними постоянные войны.
Поначалу они шли с переменным успехом. Немцы нападали, и если одерживали какую-то локальную победу в какой-то битве – объявляли какую-то землю покорённой, учреждали там свою особую административную имперскую единицу – «марку» (от слова «марк» – «знак»).
Например, «Икер Марк» (Укрянская марка) или «Лаузицер Марк» (Лужицкая марка) «Мейсен Марк» (Мейсенская марка), Норд марк (Северная марка) Славен марк (Славянская марка) и т.д. Ну, а разных «Остмарк» или «Остермарк» (Восточных марок) а также всевозможных Ноймарк (Новых марок) в разных местах и в разное время, в славянских, в том числе, полабских и поморских землях, было основано довольно много.
Некоторые из этих марок были довольно маленькими – не больше района (как Укрянская марка), некоторые довольно крупными (как марка, а позже маркграфство Бранденбург). Всего подобных областей, именовавшихся «марками» существовало (или существует до сих пор) несколько десятков. И кстати, даже сама будущая Австрия, хотя и чуть южнее интересующего нас района, но всё равно, на землях славян (хорутан-словенцев) в своё время, ещё при Карле Великом, была основана именно как «Остмарк» – «Восточная марка». Это была одна из первых «Восточных марок».
Немцы также обкладывали местных жителей «покорённых» областей налогом (данью). Кроме того, они обычно учреждали епископство, или другие церковные власти. Затем происходило славянское восстание, или приходили славянские отряды, и немцы из захваченного места изгонялись, а их гарнизоны и латинские проповедники уничтожались. Следовавшая за этим освобождением независимость могла длиться пятьдесят, семьдесят, сто, и даже больше, лет.
Но, в конце концов, всё повторялось снова. Немцы, накопив силы, снова нападали. Бывало что им опять,
причём сразу, давали отпор, но если они захватывали какую-то крепость, городок, или область, то опять «основывали» на его месте какое-то немецкое поселение (например на месте Ратибора – «Ратцебург», на месте Дрежджан – «Дрезден», на месте Бранибора – «Бранденбург», на месте Липска – Лейпциг, на месте Любицы – «Любек»).
Далее они опять «обзывали» округу «маркой такой-то», или «епископством таким-то» – учреждали центральную имперскую и церковную власть, и ставили там кирху. Таких примеров в истории войн за полабские земли очень много.
Это повторялось везде – и у ободритов, и у лужицких сербов, и у руян, и у лютичей.
Некоторые немецкие города, марки и епископства, таким образом, на самом деле, были «основаны» в славянских землях по нескольку раз. При этом, в дальнейшем, уже в новое время, при написании немецкой истории, датой основания той или иной немецкой административной единицы в славянских землях, немецкими историками, нередко объявлялась именно первая сохранившаяся дата – когда немцам на некоторое время удалось закрепиться в какой-то области. Хотя, на самом деле, после этого, они могли несколько раз, и очень на долго терять контроль над данной территорией. Но немецкие хвалебные тексты, написанные в новые времена, часто этого не учитывают и не упоминают.
Славянские рати так же, поначалу, часто ходили в ответные походы на немцев. В немецких документах зафиксированы многочисленные нападения славян на немецкие города и монастыри, разграбление и уничтожение немецких поселений и церквей, угон немецких пленников. Например, один только город Гамбург, в ходе этих войн, был сожжён ободритами больше пятнадцати раз.
В таком виде ситуация развивалась не одно столетие. Но в конце концов, славянское вооруженное сопротивление постепенно угасает, и к тому же, видоизменяется, преобразуясь всего лишь во внутреимперские феодальные стычки между различными лендлордами, герцогами, маркграфами, князьями, епископами и прочими вассалами немецкого императора – когда существенная часть знати славян Поморья и Полабья принимает подданство немецкого императора, получает от него имперские титулы, и постепенно превращается в обыкновенную знать средневековой немецкой империи.
Дело в том, что немцы шли в эти земли всё таки с определённой, новой по тем временам политикой, стремясь создать там фактически провинции своей империи, славяне же, несмотря на то, что они действовали в военном смысле подчас очень успешно, воевали по старинке, на уровне обычных для тех мест конфликтов и войн – за добычу или дань.
У славян не было организующей политики, с которой немцы познакомились на юге – в бывшем Риме, приняв христианство, и фактически усвоив многие принципы, по которым строилась Римская империя (не даром же основатель немецкой империи Оттон I – во времена которого немцы тоже воевали в Поморье и Полабье, назвал своё государство «Священная Римская империя» и с этим названием, оно просуществовало около тысячи лет). Фактически, средневековые немцы, после принятия христианства, прямо рассматривали себя как продолжателей дела Рима.
Славяне же воевали тогда на уровне межплеменных конфликтов – также, как воевали в течении предыдущих
столетий, не имея объединяющей, направленной на расширение идеологии и не пользуясь богатым римским опытом в деле создания больших империй.