Page 207 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 207

ПУТЬ  КОРОВ                                          207_

     света.  —  Разъясняется,  почему  Индру  называли  именем  Ша-
     такрату  в  Пуранах.  Этот  эпитет  был  не  понят  западны-
     ми  учеными.  —  Подобие  жертвоприношений  сомы  и  ашвамед-
     хи.  —  Эпитет  Шатакрату  никогда  не  пересказывался  в  Ве-
     дах,  в  отличие  от  других  эпитетов.  Это  указывает  на  то,
     что  он  относился  только  к  Индре.  —  Мнение  д-ра  М.  Хауга
     о  том,  что  слово  «крату»  в  Ведах  означает  жертвопри-
     ношение.  —  Сто  фортов  «пура»  (городов)  Вритры.  Объясня-
     ется  как  сто  мест  тьмы  или  ночей.  —  Легенда  в  Авесте  о
     том,  как  Тиштрия  борется  с  Апаошей.  Это  то  же  самое,
     что  борьба  Индры  с  Вритрой.  В  Авесте  описано  как  Тиш-
     трия  сражается  от  одной  до  ста  ночей.  Это  независимое
     подтверждение  факта   сотни   ночных     жертвоприношений
     сомы.  —  В  Авесте  есть  такое  определение,  как  «сэто  кара-
     хе».  —  Обсуждение  значения  и  сути  атиратры.  Оно  обозна-
     чает  всенощное  жертвоприношение  сомы  в  начале  или  в
     конце  долгой  ночи.  —  Последовательное  сложение  цикла  дня  и
     ночи.  Это,  соответственно,  предшествует  годовым  сат-
     трам.  —  Отмечает  завершение  долгой  ночи  и  начало  пери-
     ода  солнца.  —  Саттра,  атиратра  —  это  ночные  жертвопри-
     ношения.  —  Атиратра  легла  в  основание  годичного  круга  жер-
     твоприношений  в  древности.  Ясно  указывает  на  сто  ночей
     долгой  тьмы  в  древности.  Таким  образом,  древняя  система
     жертвоприношений  соотносилась  с  годом.  Обе  формы  были
     адаптированы  в  текстах  Брахман  на  новых  землях  расселе-
     ния,  подобно  реформе  Нумы  в  старом  римском  календаре.  —
     Важность  выводов  из  свидетельств  о  жертвоприношениях.



      д  егенда  о  Дашагвах,    совершавших     жертвопри-
     х \ношения    в  течение  десяти месяцев,  не  является
     единственным    реликтовым    воспоминанием     о  древ-
     нем  годе,  сохранившемся     в  литературе  о  жертво-
     приношениях.     Описанная   в  «Айтарейя Брахмане»
     (I,  18, 12) церемония,  называемая  «праваргья», дает
     нам   другой   материал,   где,  как   кажется,   очень
     четко  обозначено   упоминание     о  старом  годе.
        Д-р  М. Хауг   в  своем  переводе  «Айтарейя   Брах-
     маны»    полностью    описал    эту  церемонию.     Она
     Длилась  три  дня  и  предваряла   принесение    в  жер-
     тву  животного   и  возлияние   сомы  —  никто   не  мог
     Участвовать   в  последнем,  не  пройдя   этой  церемо-
   202   203   204   205   206   207   208   209   210   211   212