Page 211 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 211

ПУТЬ  КОРОВ                                           2Ц

      чего  легендарного,   а  поэтому   они  абсолютно   точ-
      ны   и  надежны.    Выше    уже   говорилось,   что  ин-
      ститут   жертвоприношений      очень   стар  и  был  из-
      вестен   среди   азиатской     и  европейской     ветвей
      арийской    расы.  Он  был   фактически    главным   ре-
      лигиозным     ритуалом   этих   народов,  и,  естествен-
      но,  каждая  деталь,  касающаяся    принесения    жертв,
      тщательно    соблюдалась,   точно   определяемая    жре-
      цами,   ответственными      за  эти  церемонии.    Надо
      признать,   что,  обосновывая  преимущества    того  или
      иного   практического    содержания    ритуала,  жрецы
      иногда   не  сходились   во  мнениях,  но  детали   жер-
      твоприношения     были   фактами,   установленными     в
      строгом   соответствии  с  обычаем   и  традицией,   как
      бы  ни  объяснялось    их  происхождение.    Но  обычно
      факты   были   столь  неколебимы,    что  не  требовали
      никаких    разъяснений,    и  жрецам    оставалось   до-
      вольствоваться    твердой  приверженностью      к  прак-
      тике,  поясняя,   что  «так  повелось  с  незапамятных
      времен ».
         В   свете  таких   свидетельств    мы   сейчас  обра-
      тимся   к   рассмотрению     длительности    ежегодных
      саттр  в  древние   времена.
         Существовало     много   видов  годовых    саттр,  та-
      ких,  как  «Адитьянам-аянам»,      «Ангирасам-аянам»,
      «Гавам-аянам»     и  т.  п.,  упоминаемых  в  Брахманах
      и   «Шраута-сутрах».     Д-р   М. Хауг    заметил,   что
      они,  возможно,    возникли   как   имитация    годового
      движения    солнца.  Они  относятся   к  числу  древней-
      ших    ведических   жертвоприношений       и  в  литера-
      туре,   посвященной     этим   процессам,    описаны    в
      мельчайших     подробностях    и  с  большой   тщатель-
      ностью.   Нельзя   сказать,  однако,   что  все  годовые
      саттры   существенно    отличались    одна   от  другой,
      но  в  зависимости    от  обстоятельств    существовало
      немало   мелких    вариантов   и  модификаций     их  ос-
      новного   типа.   И   вот  Гавам-аянам    является    од-
      ной  из  них.  Так,  в  «Айтарейя    Брахмане»    указы-
   206   207   208   209   210   211   212   213   214   215   216