Page 252 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 252
252 ГЛАВА IX
долгой ночи. — Ведические пассажи указывают на шарад как
на последний сезон солнечного света. — Палеографические сви-
детельства определения времени по сезонам. — Аналогичные
методы определения времени. — Такие же определения в Авес-
те. — Объясняются понятия ста осенних фортов Вритры и
убийство водного демона льдом. — Семь рек, освобожденных
Индрой. Они не могут быть ни земными реками, ни ре-
ками Панджаба. — Разбирается и отрицается интерпретация
западных ученых. — Подчеркивается связь семи рек с семью
сыновьями. — Происхождение слов «хапта хинду» в Авесте. —
Возможен перенос старого мифологического названия на но-
вое место обитания. — Арктическое происхождение легенды о
Вритре. — Перекрытие вод говорит о ежегодной борьбе све-
та и тьмы на арктической родине.
1гы уже рассмотрели большую часть пассажей
Л Вед, прямо указывающих, что полярные или
циркумполярные характеристики, приведенные в
главе III, были традиционно известны ведичес-
ким бардам. Мы начали с рассмотрения вопро-
са о ночи богов, или дня и ночи по шесть меся-
цев длительностью, и обнаружили, что все это
может быть прослежено вглубь к периоду индо-
иранской общности, если не к индогерманскому
периоду.
Внимательное изучение гимнов Ригведы, посвя-
щенных заре, открыло, что богиня Ушас, влады-
ка зорь, часто призывается во множественном
числе, а это можно воспринимать только как
указание на то, что было много зорь, взаимно
слитых воедино. Это предположение подтвержда-
ется выразительными пассажами ведической лите-
ратуры, указывающими, не допуская двусмыслен-
ного толкования, что этих зорь было тридцать и
что между первым их проблеском и появлением
солнца протекало несколько дней. Мы видели
также, что заря, как выразительно описывает
Ригведа, долго ходит по кругу, подобно колесу,
а это возможно только в случае полярной зари.