Page 257 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 257
I ВЕДИЧЕСКИЕ МИФЫ О ПЛЕННЫХ ВОДАХ 257
г
вающих содержание ведических мифов, а поэто-
I му могут быть определены адвокатским терми-
| ном «прямые». В случае же встречи с мифологи-
f ческим свидетельством только те воспримут цен-
ность заключения, основанного на тщательном
рассмотрении мифа, кто принимает методы шко-
,„ лы Нирукты. Верно, что эта школа пояснений
^ существует очень давно и что современные уче-
t- ные восприняли их метод без ограничений, хотя
они иногда и отличаются от старых установок
Нирукты, подобно словам Яски, который отдель-
; ные детали объяснял по-другому. Но я все же, вы-
рабатывая новую теорию, считал более безопас-
ным отделить данные мифологии от прямых ука-
заний, касающихся параграфов рассмотрения, даже
в случае, если две линии рассмотрения вопроса
казались сходящимися к одному результату.
Яска установил, что в Нирукте большая часть
ведических легенд объяснялась на основе того, что
они порождались либо фактом ежедневного три-
умфа света над тьмой, либо победой бога гроз
над черными тучами, которые удерживали опло-
дотворяющие воды и свет солнца. Так, когда
Ашвины спасли перепела Вартику из пасти вол-
ка, Яска считает, что легенда означает появление
зари или света из ночного мрака (Нир., V, 21).
Его разъяснение характера Вритры тоже отлича-
ется: говоря об этом демоне, он указывает на мне-
ние разных школ (Нир., II, 18) таким образом:
«Кем был Вритра? Облаком, говорят нируктаки;
Асурой, <£ыном Тваштри, говорят в школе Айти-
хаса (Итихаса). Выпадение дождя возрастает от
смешения вод и света, что фигуративно описыва-
ется как конфликт. В гимнах и текстах Брахман
Вритра описывается как змей. Когда он был
убит, воды свободно потекли».
Теории гроз и зари легли в основу толкования
в школе Нирукты, и, хотя западные ученые
9 - 2398