Page 3 - EvRiSR
P. 3
Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»
Годы войны ..........................................................................................104 Приложение 2. Правящий класс СССР перед 2-й мировой
Послевоенный период ....................................................................108 войной 1936-1939 гг......................................................................... 118
Часть 2...........................................................................................117 Послесловие .............................................................................. 128
Приложение 1. В.Н. Татищев.......................................................117
Часть I
Предисловие
Как указывает заглавие настоящего очерка, он за» — сокр. N.S.С.).
ограничен и временем, и территорией. Временем — Объём и характер настоящего очерка не раз-
только теми тремя периодами, когда еврейская эт-
ническая группа жила на территории русского госу- решает подробнее остановиться на причинах. Но и
дарства: периодом Киевской Руси; периодом, когда обойти их молчанием нельзя.
Западная и Юго-Западная Русь находилась под вла-
стью Польши; и третьим периодом — Российской Поэтому мы позволяем себе порекомендовать
Империей, переименованной в СССР. читателю ознакомиться с исследованием этого во-
проса, помещённым во II части книги: «Антисеми-
Территория — только земли русского народа тизм в древнем мире» проф. Соломона Лурье, в ко-
и, созданного им, Государства Российского. тором автор рассматривает те причины, которые
порождали (и порождают и теперь - А.Д.) явление,
Всё, что вне этих территориальных и времен- которое раньше называлось «юдофобия», а теперь –
ных границ, находится и вне границ настоящего «антисемитизм».
очерка.
В ходе изложения, конечно, косвенно будет
За две тысячи лет своего пребывания в рассе- упоминаться и о причинах дисгармонии в русско-
янии, различные численно группы евреев жили в еврейских отношениях, которые нельзя ни отри-
различных странах и среди различных народов, в цать, ни замалчивать.
различные периоды времени.
Эта дисгармония или взаимное недоверие и
И неизменно всюду, где появлялись евреи, отталкивание существовало, с самого появления
вместе с ними появлялся конфликт между ними и евреев среди коренного русского населения (всех
коренным населением. трех ветвей Руси: великороссов, малороссов-
украинцев и белорусов), существует оно и ныне.
Появлялся «еврейский вопрос» или «юдофо-
бия» — то, что, начиная с половины XIX века, И не только между русскими (в широком
называется «антисемитизм». смысле этого слова) и еврейской этнической груп-
пой, но и между всем населением СССР и евреями,
Название, это, очевидно, неправильно, ибо рассеянными по всей территории этой страны.
семиты — не только евреи.
Эту дисгармонию и взаимное недоверие, и от-
Но теперь слово «антисемитизм» употребля- талкивание, применительно не только к русскому
ется только применительно к евреям, заменивши, народу, но и ко всему населению СССР, называют
веками существовавшее, точное определение — «антисемитизмом», приписывая инициативу всем
«юдофобия» для обозначения отрицательного к ев- не-евреям в СССР, и изображая евреев стороной
рейскому племени отношения и «юдофилия» — для страдающей.
обозначения к евреям отношения дружественного,
положительного. Виноваты все, но только не евреи, которые
всегда и во всём правы...
Причины «юдофобии», существовавшей и
существующей, как в эру дохристианскую, так и в Согласиться с этим стереотипным объяснени-
последующие эпохи, вплоть до настоящего време- ем евреями всех причин их конфликтов с коренным
ни, выходят за границы настоящего исторического населением во все времена и во всех странах их
очерка, а потому и рассматривать их подробно не рассеяния, конечно, ни один серьёзный исследова-
приходится. тель не может.
Тем более, что существующие мнения на А пытаться установить причину, как это сде-
причины известного взаимного отталкивания евреев лал в своём исследовании Соломон Лурье, мало кто
и не-евреев у разных исследователей — диамет- пытается. А потому, предпочитают молчать о при-
рально противоположны. чинах и говорить только о следствиях — внешних
проявлениях того, что называется «антисемитизм».
Одни считают, что виноваты в этом народы,
среди которых евреи жили и живут в рассеянии; «Боязливые и двоедушные — евреи и не-
другие причину «юдофобии» ищут в самих евреях, евреи — рекомендуют об этом не говорить, из опа-
которые, как сказал ещё Спиноза, «несут её с со- сения, что разговоры о дискриминации и диффама-
бой». ции по мотивам расы и цвета кожи только способ-
ствуют усилению и распространению самой диф-
На протяжении веков, очень много писалось о фамации и дискриминации» — так говорит бывший
наличии «юдофобии» и её проявлениях по отноше- секретарь Всероссийского Учредительного Собра-
нию к евреям. Гораздо меньше писалось о причинах ния Марк Вишняк в своём очерке «Международная
«юдофобии», хотя, как известно с античных времён, конвенция против антисемитизма», напечатанном в
«ничего не бывает без причины» («Нигнл сине кау-
2