Page 81 - EvRiSR
P. 81

Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»

страницах печати в СССР найти нельзя.                          Вот что пишет «Степан Иванович»:
       Начались пятилетки и коллективизация, со-               «За границей многие верят, что в России нет
                                                        антисемитизма, и, на этом основании, благораспо-
провождавшиеся такими мероприятиями прави-              лагаются к советской власти. Но в России знают,
тельства, которые крепко замкнули уста всех недо-       что это — неправда и, зная, что это неправда...,
вольных; и население станы боялось не только го-        уповают на долголетие советской власти, которая
ворить, но и подумать о «еврейском вопросе».            как-никак до погромов не допускает и, как надеют-
                                                        ся, не допустит.
       Наступила тишина, которую С. Шварц назы-                За границей относятся благосклонно к совет-
вает «спадом волны антисемитизма». Народ мол-           ской власти, потому что верят в эту рекламу: “в
чал... Но это не значит, что он не видел и не мыс-      СССР нет антисемитизма”; в России относятся
лил...                                                  благосклонно к советской власти и очень боятся её
                                                        смерти, потому что не верят в эту рекламу и зна-
       Когда-то Шевченко сказал: «народ молчит...       ют, что в СССР антисемитизм есть... но до по-
ибо благоденствует»... Замолчал народ и под вла-        громов Сталин не допускает и, надеются, не допу-
стью «династии Кагановичей»...                          стит».
                                                               В другом месте той же статьи «Степан Ивано-
       Было ли это молчание результатом «благо-         вич» пишет следующие строки:
денствия» или молчал, скованный страхом, — это                 «Падение советской власти будет для евреев
народ выявил только в конце 40-х и начале 50-х го-      катастрофой, и всякий друг еврейского народа
дов, когда, по словам Давида Бурга, настроения          должен с ужасом отбросить такую перспекти-
населения СССР были таковы, что, в случае свер-         ву»...
жения Советской Власти, в момент неизбежной при                Приводя в своём очерке, цитированные выше,
этом анархии, все евреи «будут попросту переби-         объяснения поддержки евреями советской власти,
ты»...                                                  «Степан Иванович» лично с этим не солидаризиру-
                                                        ется, но приводит их, как «типичные и весьма рас-
        А правительство СССР, после победоносной        пространённые мнения, как среди еврейства в
войны, учитывая эти настроения, постепенно стало        СССР, так и еврейства, пребывающего вне границ
заменять племенной состав правящего класса,             СССР, а также, друзей еврейского народа во всём
назначая и выдвигая на ответственные посты пред-        мире».
ставителей коренного населения страны.                         Свой очерк «С. Иванович» написал после 20
                                                        лет пребывания его единоплеменников на положе-
       Назвать это «антисемитизмом» — это значит        нии правящего класса СССР, почти накануне 2-й
намеренно и сознательно искажать действитель-           мировой войны, а напечатан был сборник «Еврей-
ность.                                                  ский Мир» в том году, когда Сталин заключил свой
                                                        пакт с Гитлером, причём, этот пакт был одобрен и
       Не следует ли причину настроения населения       Коминтерном, в котором евреи играли далеко не
искать в «обратной пропорциональности» племен-          последнюю роль.
ного состава правящего класса с коренным населе-               Ещё большую роль играли тогда (в годы
нием (меньше 2% евреев в стране и больше 80% сре-       предшествовавшие этому пакту) евреи в иностран-
ди правящего класса), а также, в поведении самих        ной политике СССР — подавляющее большинство
евреев, составивших, после 1918 года, привилеги-        полпредов были евреи, равно как и ответственных
рованную часть населения России?                        работников Народного Комиссариата Иностр. Дел.
                                                               И только, за несколько месяцев до подписа-
       Но вопрос этот, как уже упомянуто выше,          ния пакта с Гитлером, Сталин заменил на посту Ко-
старательно замалчивался.                               миссара Иностранных Дел еврея Финкельштейна-
                                                        Литвинова русским Молотовым (правда, женатым
       Причину отлично понимали все евреи, как в        на еврейке, при этом, политически весьма актив-
СССР, так и заграницей, но в объяснениях того яв-       ной).
ления, которое они называли «антисемитизмом»,                  Сделано это было в угоду Гитлеру, ибо он мог
причина эта не фигурировала.                            не согласиться вести переговоры с евреем Фин-
                                                        кельштейном.
       Однако, при внимательном чтении статей и                Из каких соображений и побуждений евреи,
исследований, написанных евреями на русском             руководившие тогда и политикой СССР, и Комин-
языке в эмиграции в разных периодических издани-        терном, пошли на соглашение с Гитлером до сих
ях и отдельных книгах, ясно проскальзывает почти        пор не выяснено. Этим вопросом, надо полагать,
панический страх перед возможностью ослабления          займутся будущие историки, которым будут до-
или падении власти, которая сдерживает «антисе-         ступны архивы и данные, в связи с этим пактом.
митов» и не допустит до погромов и избиения евре-              Нам, современникам, судить об этом трудно.
ев.                                                     Мнения по этому вопросу — различны и противо-
                                                        положны.
       Не имея возможности привести здесь много                Одни придерживаются мнения, что руковод-
сходных и аналогичных высказываний авторов —
русских евреев, ограничимся некоторыми выдерж-
ками из очерка «Евреи и советская диктатура» по-
мещенного в ежегоднике «Еврейский Мир» (1939
год).

       Очерк написал Семён Осипович Португейс,
подписавшись русским псевдонимом «Степан Ива-
нович» (в эмиграции Португейс был редактором с.
д. журналов «Заря» и «Записки социал-демократа» и
др. социалистических органов печати на русском
языке).

                                                    80
   76   77   78   79   80   81   82   83   84   85   86