Page 9 - EvRiSR
P. 9

Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»

ный вклад в дело правдивого освещения этого во-                Пока же, что мы были и, вероятно, ещё долго
проса — написать настоящий, далеко не совершен-         будем свидетелями неудачных попыток разрешить
ный и не полный, но правдивый очерк «Евреи в            этот больной и извечный вопрос.
России и в СССР», каковой предлагаю вниманию
читателей.                                                     Все разговоры об «антисемитизме» без кон-
                                                        кретных предложений, как его изжить, ни к чему не
       Очерк, основанный на фактах, в котором при-      привели в прошлом и не приведут в будущем. Ни
ведено то, что действительно имело место, а не яв-      строгие меры наказания в СССР, ни его замалчива-
ляется пропагандной шелухой, которой можно              ние в свободном демократическом мире.
найти так много во всём, что напечатано на всех
языках мира в связи с «еврейским вопросом» в Рос-              Объективное изучение этого вопроса и логика
сии и в СССР.                                           подсказывают три возможных решения:

       Работая над настоящим очерком, я перечитал              I. Путь ассимиляции, полной и окончательной
сотни книг, брошюр, статей, очерков, высказываний       с коренным населением. Но это возможно, только
и исследований разных авторов на разных языках.         при отказе евреев от иудейской религии, неразрыв-
                                                        но связанной с расой, племенем, и нескольких по-
       Как авторов, причисляемых к «юдофобам —          колений смешанных браков... Но самое высказыва-
антисемитам», так и авторов, стоящих на диамет-         ние такой мысли уже считается проявлением «анти-
рально противоположной точке зрения — «юдофи-           семитизма» и всё еврейство — и верующие и атеи-
лов», каковых неизмеримо больше, чем первых. Ав-        сты — единодушно восстают против такого реше-
торов-евреев и авторов-не-евреев.                       ния.

       И пришёл к твёрдому убеждению, что все по-              II. Создание еврейских территориальных еди-
пытки решить или объяснить наличие «еврейского          ниц, суверенных или автономных, в границах кото-
вопроса» во все времена и у всех народов с позиций      рых еврейская народность могла бы жить по своим
религиозно-мистических не только не содействуют         законам и развивать свою, еврейскую культуру.
нахождению правильного ответа на этот, волную-          Пример Биробиджана показывает, что евреи такое
щий весь мир, вопрос, но его решение затрудняют,        решение рассматривают, как дискриминацию.
усложняют и делают невозможным.
                                                               III. Третье возможное решение — это статус
       Ни «тёмные силы» или «Мудрецы Сиона»,            «иностранцев» для еврейской этнической группы в
неизменно фигурирующие у одних авторов, ни «из-         данной стране, что автоматически лишает их права
бранность» и особая «благодать» еврейского племе-       участия в культурной жизни страны и возможности
ни, признаваемая другими авторами — делу уясне-         влиять на её политику.
ния природы и сущности извечного взаимного от-
талкивания и конфликта никак не содействуют.                   Но ни одно из приведённых выше решений
                                                        евреев не удовлетворяет. А четвёртого решения они
       Тем более, что и одна, и другая точка зрения     не предлагают. Вопрос остаётся открытым, точнее,
приводят, в конечном результате, к противоречию с       замолчанным.
христианским учением, с одной стороны, и поняти-
ем демократии, в широком смысле этого слова, с                 Надо надеяться, что он сможет быть оконча-
другой.                                                 тельно решён только в отдалённом будущем, когда
                                                        время возьмёт своё и многие предубеждения и ве-
       Истинно верующий христианин не может от-         ковые предрассудки исчезнут.
казать в полном и безоговорочном равноправии
еврею, принявшему христианство, хотя и видит,                  Тогда, после нескольких поколений смешан-
что, с принятием христианства, — далеко не сразу и      ных браков, сам собою исчезнет и еврейский во-
далеко не все — исчезают те особенности внутрен-        прос. И это произойдёт тем скорее, чем скорее люди
него облика еврея, которые порождают взаимное           поймут, что нельзя неразрывно связывать религию
отталкивание евреев и не-евреев.                        и расу.

       Точно также и последовательный демократ,                                              ***
исходящий из положения, что все люди всегда и во
всех отношениях равны, не может не признать и                  В обширной литературе, посвящённой еврей-
евреям все политические и культурные права, хотя        скому вопросу, как юдофильской, так, в особенно-
и видит, что евреи, пользуясь всеми этими правами,      сти, в юдофобской, неизменно фигурируют указа-
сохраняют свою самобытность, своё еврейское ми-         ния на «тёмные силы». Протоколы Мудрецов Сио-
ропонимание и правосознание, не всегда соответ-         на, «каббалу», «сатанизм» и прочие «объяснения»
ствующее окружающей среде, что ведёт к взаимно-         еврейского вопроса.
му недоверию и отталкиванию.
                                                               Не имея достаточной эрудиции, чтобы выно-
       Устранить всё это — значит решить еврей-         сить своё суждение по этим вопросам, я и не пыта-
ский вопрос, который существует, несмотря на все        юсь на них дать исчерпывающий ответ или их все-
законы против дискриминации и на все попытки его        сторонне и объективно изложить в настоящем очер-
замолчать.                                              ке. Ограничиваюсь только описанием фактов и со-
                                                        бытий, имевших место.
       Как это осуществить и какие сроки для этого
понадобятся, равно и какие меры надо предприни-                Исходя из положения, что внешние факторы
мать — нашему поколению вряд ли удастся решить          оказывают огромное влияние на духовный облик
и осуществить. Слишком уж глубоко ушли в про-           человека, вырабатывая те или иные свойства его
шлое корни того, что вызывает «еврейский вопрос».       характера, мне кажется, что над этим вопросом сто-
                                                        ит серьёзно задуматься при попытке объяснения
                                                        некоторых свойств евреев, препятствующих их со-

                                                     8
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14