Page 104 - Славянское царство
P. 104
Пятое местожительство маркоманов и квадов было в Силезии и Марке
Брандебургской на Одере. Шестое — в стране треверов, как пишет Видукинд в
жизнеописании Генриха и Оттона. Седьмое их местожительство находилось в Белгике
у моря. Восьмое, предпоследнее, — на побережье Германского моря между Данией и
Фландрией.
По свидетельству историков, во всех упомянутых местах жительства маркоманы
прославились своими военными подвигами. Они часто воевали с римлянами и иногда
повергали их в страх. Незадолго перед тем, как императором стал Марк Антонин,
маркоманы в союзе с сарматами, вандалами, квадами и другими славянами, перейдя
Дунай, захватили Паннонию и перебили двадцать тысяч римлян. Как свидетельствует
Аукиан в диалоге «Александр», при Марке Антонине римляне были вынуждены
воевать с этим народом. Он пишет: «Марк Антонин, разбив маркоманов, квадов и
сарматов, освободил от рабства Паннонии». О том, сколько пота и крови пролили
римляне для достижения этой победы, очень хорошо показано у Юлия Капитолина в
его жизнеописании: «Марк Антонин, израсходовав на эту войну всю свою казну и не
желая никоим образом приегать к дополнительным поборам с римских подданных,
устроил на форуме Траяна торги и продал все императорские украшения, золотые,
хрустальные и мурриновые чаши, серебряные сосуды, шелковые и золототканые
одежды своей жены, украшенные жемчугом и драгоценными камнями. Он также
лишил себя всех статуй, выполненных лучшими мастерами этого искусства». И далее
добавляет: «Вооружал он и гладиаторов, назвав их «услужливыми», нанимал
далматов, дарданов, диогмитов (Diocyniti) и германцев». Короче говоря, он приложил
все возможные усилия для подготовки этой войны, о которой упоминают также
Свида и Лукиан в диалоге «Александр».
Тем не менее, как пишет Орозий (VII, 9), маркоманы были побеждены благодаря
скорее божественному провидению, чем доблести императора Марка. В самом деле,
римское войско, проникнув в земли квадов, подверглось такой осаде со стороны
бесчисленного числа восставших варварских племен, а именно, маркоманов, квадов,
вандалов, сарматов и свевов, что думало только о спасении. Помимо других причин,
ему грозила верная гибель от катастрофической нехватки воды. Перед лицом
погибели бывшие в римском лагере воины–христиане обратились за помощью к Богу,
взывая к Иисусу Христу, который внял их мольбам и немедленно послал такое обилие
воды, что римляне смогли полностью восстановить свои силы. Варвары, видя, как
падающие с неба стрелы сеют среди них смерть, бросились бежать. Римляне же,
преследуя бегущих, перебили почти всех из них и одержали самую славную из всех
своих побед — малыми силами, но с помощью могучей Христовой десницы. Говорят,
что до сих пор у многих сохранились письма упомянутого императора, в которых он
со всей определенностью свидетельствует о том, что благодаря воззванию воинов–
христиан к Иисусу он обрел и воду с небес, и победу над врагом. Однако Лукиан,
язычник и злейший враг имени христианского, пишет в упомянутом диалоге, что эта
победа досталась Марку благодаря оракулу Аполлона.
Эта война Марка Антонина с маркоманами, как пишут Светоний Транквилл в
жизнеописании этого императора и Евтропий (VIII), была самой большой и самой
важной из всех войн, которые вели римляне, и не уступала по важности войнам с
карфагенянами. По убеждению Марка, не было такого народа, который приносил бы
К оглавлению