Page 99 - Славянское царство
P. 99
тот же, кто умирает от старости или по другой причине, порицается как трус и подлец.
Высшего же почета у них удостаивается убийство [врага]: в качестве славного трофея
они привешивают к своим боевым коням скальпы, содранные с отрубленных голов
убитых ими врагов, и с ними идут в бой. Нет у аланов ни церквей, ни храмов, ни хижин,
ни шалашей; но, обнажив мечи и воткнув их в землю, они поклоняются им как богу
Марсу, которого считают пастырем тех земель, в которых они кочуют. Они
удивительным образом узнают о грядущих событиях: собрав в пучок некие прямые
прутья, они, произнося заклинания, отпускают их в определенный момент — и так
узнают о том, что должно свершиться. Принадлежа по рождению к славному роду, они
не знают, что такое рабство, и до сих пор выбирают себе правителей, или судей, из
числа самых опытных и закаленных воинов». Так рассказывает об аланах Аммиан.
В древние времена, как пишет Иосиф в 7–й книге «Иудейской войны», выйдя из
своей страны, аланы напали на Палестину, Египет и Иудею и подвергли эти
провинции жестокому разрушению. Позднее при императоре Веспасиане, как можно
прочесть у Ботеро в I книге «Европы», когда гирканский царь открыл им проход через
Каспийские ворота, они перевернули вверх дном Мидию и Армению.
В более поздние времена аланы находились на службе у римлян, плативших им
жалованье, и стяжали себе славу доблестных воинов: Аммиан в XXXI книге описывает
их как искуснейших воинов, сильных и закаленных в войнах. Готы после нескольких
неудачных попыток проникнуть во Фракию были вынуждены, в конце концов,
обратиться за помощью к аланам, которые в надежде на добычу согласились, и на
этот раз попытка оказалась успешной.
Императоры Домициан и Траян много раз воевали с аланами, которые при
императоре Деции взяли Константинополь.
Император Адриан, видя, что не может одолеть этот народ, постарался, как пишет
Аббат Прюмский (V, 9), победить его с помощью подарков; так же поступил и
император Грациан, как пишет во II книге Павел Диакон.
Император Гордиан попытался одолеть их с помощью военной силы, но потерпел
от них поражение. Как пишет Суффрид Мейсенский, император Валентиниан, тщетно
пытаясь победить аланов, издал эдикт, согласно которому те, кто одержит над ними
победу, освобождались от уплаты дани сроком на десять лет. Тогда немцы, желая
получить это почетное право, проявили немалое военное умение и доблесть и сумели
победить аланов, за что и были прозваны францами, или франками. Сам же
Валентиниан, вновь начав войну с аланами, потерпел поражение и, как пишет
Иреникус (VI), был удавлен по приказу их короля Барбогаста (Barbogasto).
После этого аланы, соединившись с другими славянами, а именно вандалами,
бургундами и свевами, под предводительством полководца Сангиба- на захватили
Галлию, а оттуда направились в Испанию, где овладели одной из частей этого
королевства, названной впоследствии Готи–Алания, или, как ее искаженно (согласно
Иреникусу) называют сегодня, Каталония, или Каталонь. На этом они не успокоились
и напали на Португалию, где захватили город Эмерита Августа со всей Галисией, как
можно прочесть в «Эпи- томе» Конрада Пейтингера. Там они на некоторое время
утвердили свое королевство. Как пишет Луитпранд Павийский (V), примерно в 823
году от Рождества Господня Радомир, христианнейший король Галисии, разбил
павийского царя Абдара.
К оглавлению