Page 256 - Славянское царство
P. 256
собственной персоной пришел ему на выручку, приведя с собой бана Стефана. Было
это в тысяча триста сорок шестом году. Венецианцы, однако, окружив город цепью
мощнейших бастионов и множеством сухопутных и морских сил, не позволили
королю оказать ему помощь. Посему он был вынужден отступить. С того времени бан
Стефан не осмеливался более показываться на глаза Лайошу. Причиной этого могло
быть то, что он осознавал, что при обороне Задара проявил себя не лучшим образом и
разочаровал короля, или (как полагают некоторые) то, что он по настоянию
венецианцев вместе с некоторыми венгерскими и хорватскими магнатами составили
заговор против Лайоша. Да и тот позднее не жаловал упомянутого бана. В его время в
Боснии было множество еретиков, и особенно патаренов. Посему в тысяча триста
сорок девятом году римский папа, которым был Климент VI, послал в Боснию
миноритов, мужей святой жизни, и в их числе брата Пелегрина и брата Хуана (Gioanni)
из Арагонского королевства, чтобы с их помощью искоренить упомянутые ереси. В
чем состояли эти ереси и кем первоначально были введены в упомянутом
королевстве, будет к месту тут упомянуть.
Ересь боснийских патаренов, как пишет Пьетро Ливио из Вероны (Pietro Liuio
Veronese), ввел в тамошних краях римлянин Патерн (Paterno), который со всеми
своими последователями был изгнан из Рима, а затем и из всей Италии. Изгнанники,
не находя себе ни места, ни приюта, через Фриули перебрались в Боснию. Там часть
их осела, остальные же отправились дальше во Фракию, где поселились на Истре
недалеко от Никополя. Последние не совершали таинств, не отправляли литургий и
не имели священнослужителей, хотя и называли себя христианами. Постились они по
пятницам, соблюдая воскресные дни и все христианские праздники, особенно
Вознесение Господне. Они отрицали крещение, гнушались креста и именовали себя
павликианами (Pavlichiani). В этих своих заблуждениях они пребывали вплоть до
начала последней войны между императором, Трансильванцем и Турком. Видя, что
христиане нападают на них и уводят в плен, как если бы они были турками, они
решили принять истинное христианское учение. Было в тех краях четырнадцать
поселков, населенных павликианами. Некоторые из греков по причине сходства имен
полагают, что [павликиане] были последователями Павла Самосатского, однако они
заблуждаются, поскольку [их учение] было далеко от заблуждений последнего. Я
думаю, как те в Боснии называли себя патаренами, намекая на имя святого Петра, так
и эти — на имя святого Павла, апостолов и покровителей Рима. Вернемся теперь к
рассказу о Боснии. Итак, когда вышеупомянутые минориты прибыли в упомянутое
королевство, действительность превзошла все их ожидания. Они опасались, что бан
Стефан, придерживавшийся греческого обряда и по этой причине не подчинявшийся
папе, воспротивится их миссии, однако тот повел себя иначе. Приняв их с большим
радушием, он дозволил им вести публичную проповедь против упомянутых еретиков
и вводить римскую веру, поскольку считал, что лучше иметь в своем государстве
подданных римско–католической веры, которая мало чем отличается от греческого
обряда, чем еретиков, которые были против и греков и латинян. Большую помощь
упомянутым братьям оказал рагузинский каноник Доманя Волцевич Бобальевич,
образованнейший муж и образцовый христианин. Находясь на службе у бана в
качестве главного секретаря, он убедил его оставить греческое суеверие и принять
римскую веру. Во время войны бана с императором Стефаном Неманей упомянутый
К оглавлению