Page 257 - Славянское царство
P. 257
Неманя, страстно желая захватить бана, тайно снесся на предмет этого с Доманей и
другими боснийскими вельможами, обещая им в награду за помощь деньги и имения
в своем и Боснийском королевствах. Однако Доманя (Damagna) сразу отверг все
предложения, говоря, что долг перед своим государем, любовь к своей родине и
достоинство рода Бобальевичей, к которому он принадлежит по рождению,
запрещает ему сделать это. Посему он немедленно предупредил своего государя об
упомянутых кознях Немани. После этого бан сильно привязался к нему, выдав немало
привилегий, которые и поныне хранятся в доме Бобальевичей в Рагузе, и ни разу, пока
был жив, не отпускал от себя, часто повторяя в присутствии своих вельмож (как видно
из этих привилегий), что обязан ему спасением и королевства и самой своей жизни. В
значительной степени благодаря ему и упомянутые братья–минориты (как было
сказано) смогли проникнуть в Боснийское королевство. Упомянутые братья, рьяно
споря с еретиками и разубеждая их, сумели привлечь на свою сторону всю Боснию, где
с помощью принявших римскую веру возвели немало больших и малых монастырей.
Дело свое они продолжили в У соре и Хуме, а затем и в Стоне, испросив на это
дозволения у рагузинцев, которые (как было сказано) стали хозяевами упомянутого
города. Многих из еретиков они, крестив, обратили [в истинную веру]. Привлеченные
славой об их доброте и благих деяниях, множество людей святой жизни стекалось
отовсюду в Боснийское викариатство (Vicaria di Bosna) — так именовалось тогда
главное место их пребывания. Вышеупомянутый брат Пелегрин за обращение
еретиков–патаренов был избран епископом Боснии. Была в Боснии и другая
разновидность еретиков под названием манихеи. Согласно [Рафаэлю из] Вольтерры
(Volaterrano) и Сабеллико, они жили в обителях, расположенных в долинах и других
укромных местах, куда матроны, исцелившиеся от какой‑либо болезни, должны были
идти служить по обету в течение некоторого установленного времени. Так они и
жили с упомянутыми монахами, или, лучше сказать, еретиками. Продолжалось это до
1520 года. Аббата в этих обителях именовали «дедом» (ded), а приора —
«стройником» (stroinik). Священнослужитель, входя в храм, брал в руку хлеб и,
повернувшись к народу, возглашал: «Благословляю его!», и народ отвечал ему:
«Благослови его!» Затем он восклицал: «Преломлю его!», и народ в ответ: «Преломи
его!» Преломив хлеб, он причащал им народ. Когда об этом обращении боснийцев
узнал император Рашки Стефан Неманя, то, собрав мощное войско из пехоты и
конницы, он вторгся с ним в Боснию. Сделал он это либо по побуждению своей жены–
императрицы, люто ненавидевшей католиков, либо, возможно, исходя из прав по
отношению к Боснийскому банату, на которые он притязал. Бан укрылся в горах и
неприступных местностях, и Неманя, не сумев ни поймать бана, ни захватить главные
крепости Боснии, вернулся назад, как было рассказано в его жизнеописании. Посему
бан Стефан, освободившись от охватившего его страха, остался государем Боснии.
Рассудительностью, проявленной во время этой войны, он заслужил большое
уважение в народе, и наказал многих, кто в эту грозную пору принял сторону врага.
Когда татары разоряли Трансильванию, он, как пишет Мюнстер, оказал большую
помощь королю Лайошу, дабы осадить их дерзость и изгнать из упомянутых мест.
Этим он заслужил большую признательность короля Лайоша. Мать последнего, узнав,
что у бана Стефана есть дочь–девица пятнадцати лет по имени Елизавета, красивая и
умная, стала просить бана прислать ее к себе, обещая обходиться с ней как с
К оглавлению