Page 30 - UM
P. 30

С т р а н и ц а | 29

выражалось пожелание организовать Нюрнбергский процесс для всех, кто создает
технику разрушения.

Сегодня я думаю, что все не так просто – повороты истории не случайны. Однако в
беспокойное послевоенное время это течение мысли оставило сверкающий след в
океане страхов, в который были погружены интеллигенты, не желавшие быть «ни
жертвами, ни палачами». И правда, после телеграммы Эйнштейна дело только
ухудшилось. «То, что есть в портфеле у ученых – ужасающе», – сказал Хрущев в 1960 г. –
«Они кончат тем, что все взорвут».

После яростной критики Олдоса Хаксли в «Контрапункте» и «Отважном новом мире»
оптимизм в отношении науки был окончательно развеян. В 1951 г. американский
химик Энтони Стэнден опубликовал книгу под названием «Наука – Священная Корова»,
где протестовал против превращения науки в фетиш. В октябре 1953 года знаменитый
профессор права из Афин, О. Деспотопулос, адресовал ЮНЕСКО манифест, где требовал
если не прекращения научного развития, то хотя бы его засекречивания.
«Исследования, – предлагал он, – должны быть впредь доверены совету ученых,
избранных во всех странах мира и обязанных хранить молчание». Эта идея, как бы
утопична она ни была, не лишена интереса. Она описывает возможность будущего и,
как мы видим сейчас, совпадает с одной из великих традиций ушедших цивилизаций. В
другом письме, которое он адресовал нам в 1957 г., профессор Деспотопулос уточнил
свою мысль: "Наука о природе – одно из наиболее достойных достижений в истории
человечества. Но высвобождая силы, способные уничтожить это человечество, с точки
зрения морали она перестает быть тем, чем была прежде. Различие между «чистой
наукой» и ее техническим применением сегодня настолько поразительно, что уже
нельзя говорить о науке как о ценности в себе. Более того, в некоторых наиболее
важных направлениях наука становится негативной ценностью в той мере, в какой она
выходит из-под контроля совести и распространяет свое пагубное влияние по воле
лиц, наделенных властью и несущих политическую ответственность.

Не исключено, что в других цивилизациях имело место не отсутствие науки, а ее
засекречивание. Таково, как нам кажется, происхождение Легенды о Девяти
Неизвестных.

Традиция Девяти Неизвестных восходит к императору Ашоке, который царствовал в
Индии с 273 г. до н.э. Он был внуком Чандрагупти, первого объединителя Индии.
Полный честолюбия, как его дед, труды которого он хотел продолжить, он предпринял
завоевание страны Калинга, которая простиралась от нынешней Калькутты до
Мадраса. Народ Калинги оказал сопротивление и потерял в битве ТЫСЯЧУ человек.
Вид такого множества убитых потряс Ашоку, и ему открылся весь ужас войны. Он
отказался от планов дальнейшего присоединения еще не подчинившихся ему стран,
заявив, что подлинное завоевание состоит в том, чтобы объединить сердца людей
законом долга и благочестия, потому что Богу угодно, чтобы все одушевленные
существа жили в безопасности, мире и счастье, пользовались свободой располагать
собой.
   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35