Page 190 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 190
190 ГЛАВА Vlt
легенде о Вандане (I, 117, 5), мы должны свя-
зывать эти легенды не столько с зимней уста-
лостью солнца, сколько с его долгим пребы-
ванием за горизонтом. Держа это в уме, попро-
буем разглядеть, к какому выводу мы можем
прийти, вникнув в указанную легенду о Диргха-
тамасе.
Суть мифа или легенды, наиболее важная для
нашей цели, заключена в гимне (I, 158, 6). Это
можно буквально перевести так: «Диргхатамас,
сын Маматы, достигнув дряхлости в десятой юге,
стал колесничим-брахманом для вод, стремящих-
ся к своей цели». Здесь лишь один момент тре-
бует пояснения: «десятая юга», а также «воды, стре-
мящиеся к своей цели». В целом же вся история
выглядит ясной: Диргхатамас, состарившись в де-
сятой юге, и двигаясь*по воде, как это говорит-
ся в «Махабхарате», прибывает к цели движения
воды.
Но ученые спорят о значении слова «юга».
Одни считают, что это цикл в пять лет (как объ-
ясняет «Веданга-Джьотиша»), и полагают, что он
достиг старости в 50 лет. В Петербургском сан-
скритском словаре говорится, что юга — это не
период времени, а «поколение», или «связь по-
томков одного корня» (этому же смыслу следует
и Грассман). По мнению этих ученых, слова «в
десятой юге» значат «в десятом поколении», ка-
кой бы смысл здесь ни приходилось усматривать.
И ведь действительно, существует некое преду-
беждение против восприятия слова «юга» в зна-
чении «периода времени» в Ригведе. А поэтому
нам Необходимо задержаться здесь для рассмотре-
ния этого пункта.
Вне сомнения остается тот факт, что слово
«юга» означает «период времени» лишь как один
из вариантов значения. Петербургский словарь при-
писывает такое значение Атхарваведе (VIII, 2, 21),