Page 195 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 195
МЕСЯЦЫ И СЕЗОНЫ 195
группы зорь, появлявшихся в конце долгой ночи и
начинавших год. В гимнах (I, 124, 2; I, 92, 11)
«первая» заря описывается как «истощившая че-
ловеческие века» («манушья югани»), а в гимне
(I, 115, 2) указывается, что праведные и предан-
ные богам люди «продлевают юги» при первом
появлении зари.
Европейские ученые и здесь переводят слово
«юга» как «поколения людей». Независимо от
факта, что «мануша юга» должна значить «че-
ловеческие века» (по крайней мере, в двух об-
сужденных пассажах), контексты гимнов (I, 124,
2; I, 92, 11) наводят на мысль, что встречающееся
в них слово «юга» эквивалентно «периоду време-
ни». Заря описывается в них как начинающая но-
вый курс небесных порядков, или святых жертво-
приношений, и приводящая в движение манушья
югани, явно обозначая, что с первой зарей начи-
наются жертвоприношения, а также цикл времени,
известный как «человеческий век», или же, что
«человеческие века» начинаются с первой зари
(начинается их отсчет). Это соединение манушья
юги, или «человеческих веков», с первой зарей
сразу дает нам возможность определить длитель-
ность «человеческих веков», так как, если эти
«века» (юги) начинались с первой зарей года, они
должны бы окончиться с последней зарей года.
Таким образом, мануша юга обобщенно обозна-
чала весь период времени между первой и пос-
ледней зарей года, тогда как просто юга опре-
деляла короткий отрезок этого периода.
Кроме легенды о Диргхатамасе, мы имеем в
Ригведе достаточное свидетельство того, что сло-
во юга применялось в речи для обозначения от-
резка времени короче года и что оборот мануша
юга определял «человеческие века» или «период
времени между первой и последней зарей года»,
а не «человеческие поколения».