Page 198 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 198

198                                            ГЛАВА VII
      соотносятся   с  четырьмя    лунными    фазами,   от ко-
      торых   и  произошло    это  понятие».   Затем   профес-
      сор  Рангачарья    говорит   о  слове  дарша    —  древ-
      нем   названии,   относящемся    к  слиянию    солнца  и
      луны,   и  заканчивает    так:  «Есть  старые   мифоло-
      гические   и  другие  свидетельства,   приводящие нас
      к   заключению,    что   наши   прапредки     наблюдали
      и  многие  другие  интересные    факты   слияния  небес-
      ных   тел,  и,  по  всей  видимости,  наиболее   ранняя
      концепция     юги  относилась   к  периоду   от  новолу-
      ния   до  новолуния,   то  есть  к  одному  лунному  ме-
      сяцу».
         Выше    я  уже  обсудил  пассаж,  говорящий    о том,
      что  это была  первая  заря,  которая  приводила   ману-
      ша   югу   к  началу  движения.    И   мы  сравним   это
      указание    со  строфой  Ригведы    (X,  138,  6),  в ко-
      торой   говорится,  что  Индра,   убив  Вритру,   привел
      на  небо  зарю   и  солнце  и  «установил   порядок ме-
      сяцев   на  небе».  Это тоже  выступает    как  дальней-
      шее   свидетельство,    что  цикл   времени,   начинав-
       шийся   с  первой  зарей,  был  и  месячным    циклом.
      Итак,    мы   можем    смело   заключить,     что  слова
       мануша    юга   определяли    в  древности   месячный
       цикл,  в  течение  которого   солнце   было  над  гори-
       зонтом,  или,  точнее,   тот  период  наличия    и воз-
      действия    солнечного    света,  в  течение    которого
       предки   арьев  проводили    свои   серии   жертвопри-
       ношений    или   же   другие   религиозные     и  обще-
       ственные   церемонии.
          В  Ригведе   имеется   много   мест,  поддерживаю-
       щих  этот  взгляд.  Но   западные   ученые   повсемест-
       но  переводят  слова   мануша    юга  как   «поколения
       людей*или    племен»,   делая  реальный    смысл   этих
       строк  туманным     и   непонятным.     Так,   в  гимне
       (VIII,  46,  12)  говорится:  «Все  (жертвоприносители)
       с  поднятыми    ковшами    призывают     того  могучего
       Индру   на  мануша    югу».  Очевидное   значение это-
       го  состоит  в  принесении  Индре   возлияний   сомы   в
   193   194   195   196   197   198   199   200   201   202   203