Page 200 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 200

200                                             ГЛАВА VII
          В  гимне   Ригведы   (I,  164)  говорится:  «Колесо  о
       двенадцати   спицах,  а  в  нем  720  сыновей  Агни»   —
       явное   указание   на   год,  состоящий    из  12  меся-
       цев  и   720  дней  и  ночей   (360+360).   Нет   сомне-
       ний,   что  пассаж   приводит    описание   года,  а  то,
       что  в  двух  его  половинах    есть  слова   «говорят»
       и  «другие   говорят»,   указывает   на   наличие   двух
       мнений    о  природе   бога  года  о  двенадцати    фор-
       мах.   Что  же   это  за  мнения?   Одни   говорят,  что
       бог-год  пятистопый    —  это  значит,  что  он  делится
       на  пять  сезонов.  А   другие  указывают,    что  у  не-
       го  в  колеснице   шесть   спиц,  то  есть  шесть   сезо-
       нов.  Все  это  означает,  что  в  древности   одни  по-
       лагали,   что  в  году  пять  сезонов,  а  другие  —  что
       шесть.   Но  откуда   могла   взяться  эта  разница    во
       мнениях?
          В  «Айтарейя    Брахмане»   (I,  1)  и  в  «Тайттирийя
       Самхите»    (I,  6,  2,  3)  поясняется,  что  два  сезона  —
       Хаманта    (зима)  и  Шишир   (ранняя   весна)  —  слиты
       вместе,   как  бы   в  один  сезон,  и   получается   их
       пять,  но  это  более  позднее   объяснение,    так  как
       в  «Шатапатха     Брахмане»    (XIII,  6,  1,  10)  слиты
       для  этой  же  цели   сезоны  Варша    (период  дождей)
       и  Шарад    (осень).  Это  указывает    на  то,  что   во
       времена   «Тайттирийя    Самхиты»    и  «Брахман»    еще
       не  было   определено,   какие  сезоны   следует  слить,
       чтобы   их  получилось   всего  пять,  как  иногда  упо-
       минается    в  Ведах.  А  эти  упоминания     требовали
       пояснений,    что  приводило   иногда   к  объединению
       даже    четырех   сезонов.   Но   это  выглядело     уже
       слишком    неопределенно,    чтобы  походить   на  прав-
       ду.  Нам   трудно  поверить,   что  по  чьему-либо   вы-
       бору  некие   два  сезона  могли   быть  так  объедине-
       ны,  а  поэтому  следует   взглянуть  внимательнее    на
       стихи   Ригведы,   чтобы  понять   мысль   о  пяти  сезо-
       нах.
          Итак,   первая  часть  строфы    повествует  о  пяти-
       стопом   Отце,  исполненном     водных   паров   в  даль-
   195   196   197   198   199   200   201   202   203   204   205