Page 197 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 197

МЕСЯЦЫ   И  СЕЗОНЫ                                    197

       какова   их  природа,   долго  понималось    неправиль-
       но,  но  дальше    в  соответствующем     месте,  в  той
       главе,  где  мы   будем   говорить   о  ведических   ми-
       фах,  это  будет  разъяснено.   Достаточно    будет  ска-
       зать  здесь,  что  легенда  о  Диргхатамасе,    рассмот-
       ренная   выше,   полностью    соответствует   легенде   о
       Дашагвах,    о  которых   говорится,   что  они  продол-
       жают    приносить   жертвы    в  течение  десяти   меся-
       цев.
          Я  вынужден    был   несколько   затянуть  здесь  раз-
       говор  о  значении   слов  юга   и  мануша   юга   ввиду
       того,   что   эти   термины     понимались     слишком
       неправильно,     несмотря   на  то,  что  строфы    ясно
       указывают     на  их   явное  предназначение     обозна-
       чать   такое   понятие,   как   «период    времени»;    в
       строфах    (V,  52,  4;  X,  140,  6)  установлено,  что
        «мануша    юга»   обозначала    «человеческие    века»,
       а  их  ассоциация    с  «первой  зарей»   (I,  124,  2;  I,
        115,  2)  указывает,  что  длительностью     юги   была
       короче    года.  И  приводимая     в  текстах   десятая
       юга   окончательно    подтверждает,    что  юга  означа-
       ет  месяц.   Вот  каким   путем   я  пришел   к  опреде-
       лению    значений   этих  терминов.   И  я  был  рад  об-
       наружить,    что   в  этом  поиске   я  был   предварен
       работой   профессора    Рангачарьи    (г.  Мадрас),  ко-
       торый   шел   другим   путем   поиска.  В  его  исследо-
       вании   о  югах   обсуждается    корень   самого  значе-
       ния  слова  юга,  и  он  исходил   из  грамматического
       определения:     «соединение   (слияние)».   Он   писал:
        «Фазы   луны,   столь  легко   наблюдаемые,    видимо,
       как   считает   профессор   Вебер,  помогают    уяснить
       мысль    о  периоде   времени,    известном   как    юга,
       зависящем     от  слияния   некоторых    небесных    тел.
       Эта   мысль   была   подсказана   знанием   этих   фаз».
          Профессор      Вебер   далее    подтверждает     свое
       предположение     ссылкой    на  пассаж   из  «Шадвим-
       ша   Брахманы»     (IV,  6),  где  «четыре  юги  обозна-
       чаются   своими    наиболее  древними    названиями    и
   192   193   194   195   196   197   198   199   200   201   202