Page 216 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 216

216                                            ГЛАВА  VIII

        в  приведенных     пассажах.   А  сейчас   остановимся
        на  вопросе    о  длительности    саттры    и,  сравнив
        изложенные     в  «Самхите»   факты    о  двойственном
        характере   ее  длительности    с  легендой   о  Дашаг-
        вах  с  их  десятимесячными    жертвоприношениями,
        придем   к  бесспорному     заключению,    что   предки
        ведических   арьев   завершали    свои  годовые   жерт-
        воприношения     в  десять  месяцев.   Такая   длитель-
        ность  саттры  должна   была   измениться,   когда  арьи
        переселились   в  другие  места  обитания    и  проведе-
        ние  саттр  стало  двенадцатимесячным.      Но  консер-
        ватизм  в  этих  делах  так  силен,  что  старая  прак-
        тика  пережила    изменения    в  календаре,   и  следо-
        вало   признать,   что   период   проведения    саттры,
        указанный   в  «Самхите»,  является   альтернативным,
        и  «Тайттирийя    Самхита»   зафиксировала      его  как
        альтернативный,    указав,*что  это  древняя  практика.
        Я  полагаю,   что  это  решает   проблему    длительно-
        сти  этих  саттр  в  древности.   И  какие  бы   резоны
        ни  приводились,    вне  всяких   сомнений    находится
        тот  факт,  что   древнейшие    годовые    саттры   дли-
        лись  только  десять   месяцев.
           Но  не  только   «Тайттирийя    Самхита»    не  в  со-
        стоянии   указать  причину   сохранения    этого  релик-
        та  древнего  календаря,   этой  длительности   годовой
        саттры.  Мы   должны     еще  вспомнить,   что  в  евро-
        пейском    календаре   есть  месяц,   называемый     де-
        цембер,  то  есть  «десятый»   («десять»   будет  по-ла-
        тыни   «децем»,   на  санскрите   «дашан»;    кроме  то-
        го,  латинское   «бер»  сопоставимо    с  санскритским
        «вара»  —  «время,   период»).  Мы   все  знаем  также,
        что  Нума   добавил   два  месяца   к  древнему   римс-
        кому  "календарю    и  превратил    его  в  двенадцати-
        месячный.   Плутарх    в  своем  жизнеописании    Нумы
        приводит   другую   историю,   говоря,  что,  как  неко-
        торые   сообщают,    Нума    просто   перенес  эти   два
        месяца   с  конца  к  началу  года  и  ничего  не  добав-
        лял.  Но  сами  названия  месяцев   говорят,  что  это  не
   211   212   213   214   215   216   217   218   219   220   221