Page 224 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 224
224 ГЛАВА VIII
являются древним институтом, доказывается па-
раллельными правилами в литературе парсов. Но
какие сомнения можем мы иметь, касаясь индоев-
ропейского периода литературы, если слово
«сома» вообще не встречается в литературе Евро-
пы, да и в европейских языках.
Система жертвоприношений прослеживается до
самого древнего времени. Жертвоприношения сомы
могут без опасений считаться наиболее показа-
тельными, поскольку их система представляет со-
бой главную черту этих ритуалов в Ригведе, да
и вся IX мандала Ригведы посвящена восхвалению
сомы. Поэтому тщательное ознакомление именно
с этой системой может открыть, хотя бы частич-
но, природу древнейших систем жертвоприноше-
ний, практиковавшихся арьями, а поэтому мы и
приступим сейчас к ее рассмотрению.
Главной чертой, отличающей жертвоприношения
сомы от других форм, является, судя по названию
«сома», процесс добывания сока этого растения и
предложение богам испить его раньше смертных.
Известны три возлияния сомы в течение дня —
утреннее, полудневное и вечернее, и все они
производятся в сопровождении пения гимнов.
Вся система жертвенного возлияния сомы де-
лится на три вида по их длительности:
1) первая — «экахас» — производится в течение
одного дня;
2) вторая — «ахинас» — длится более одного, но
менее тринадцати дней;
3) третья — «саттра» — может длиться от три-
надцати дней до тысячи лет.
Все жертвоприношения, подпадающие по своей
длительности под первый вид, носят общее назва-
ние «Агништома» и полностью описаны в «Айта-
рейя Брахмане» (III, 39, 44). Существует шесть раз-
новидностей «Агништомы», носящих особые назва-
ния и являющихся как бы модификациями «Джьо-
тиштомы» — вида жертвоприношения, описанного в