Page 220 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 220

220                                            ГЛАВА  VIII

         небо.  Что  же  может   быть   яснее?  О  Марутах   так-
         же  сказано,   что  они  открыли    коров,  (II,  34,  1);
         Агни   (V,  14,  4)  восхваляется  за  то,  что  убил  вра-
         гов,  одолел  мрак   светом  и  нашел   коров,  воды   и
         солнце.  И   во  всех  этих  пассажах    мы   не  видим
         в  текстах  таких  частиц  речи,  как  «ива»  или  «на»,
         которые   указывали    бы  на  то,  что  коровы  упоми-
         наются  метафорически.    О  зорях  и  днях  прямо  гово-
         рится  как  о  коровах,  покидающих     темные   стайки
         или  спасаемых    от  злых  демонов.   И  если   коровы
         упоминаются    во  множественном    числе,  тут  же  это
         применяется   и  к  зорям  (Ушас),  о которых  говорится,
         что  их  много,  как,  например,   в  гимне   (II, 28,  2):
         «при   приближении     зорь  с  их  коровами».    А  от-
         сюда   надо  сделать   лишь   маленький    шаг,   чтобы
         можно    было   говорить   об  одной  Заре   как  о  ма-
         тери  коров   (IV,  52,  2).  А.  Кун  думал,  что  этих
         коров   следует    понимать     как   красные    облака
         утра,  но  облака   не  всегда  сопровождают     восход
         солнца,  как   неверно  и  утверждение,    что  их  уво-
         дят  и  держат   взаперти  силы   ночного   мрака.

            Но   важно   и  во  многом   помогает   решить    ряд
         вопросов   то,  что  эти  коровы  и  быки  зари   и  вос-
         ходящего    солнца   встречаются   также   и  в  других
         мифологиях,    четко  обозначая   там  дни.  Их  подсчи-
         тывают   как   12  раз  по  30,  то  есть  как  12  лун-
         ных   месяцев   по   30  дней.  И   если  Гелиос   имел
         350  быков  и  350  овец,  это  может  относиться  толь-
         ко  к  дням   и  ночам   года  и  говорит   о  том,  что
         арьи  до  своего  разделения   знали   такой  год».
            Итак,  мифологические    коровы  —  это  дни  и  ночи,
         или  зори,  которые   запер  Пани,  но  не  реально   су-
         ществующие     рогатые  коровы.   Принимая    такое  по-
         яснение  и  признавая,  что  если  эти  метафорические
         коровы  и  совершали   ритуал  Гавам-аянам   («гавах»  —
         это  «коровы»),    нетрудно   увидеть,   что  под   этой
         странной   историей   о  коровах,  приносящих      жерт-
         вы  ради  получения  рогов,  скрывается  замечательный
   215   216   217   218   219   220   221   222   223   224   225