Page 227 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 227
ПУТЬ КОРОВ 227_
<...> Вторые семь, повторяющие в обратном
порядке первые, слегка отличаются от них мелки-
ми деталями ритуала и принятыми названиями...
Однако все эти отклонения не влияют на общее
число дней в году... Но тем, кто придерживался
лунного годового календаря, содержащего 354 дня,
приходилось пропускать шесть дней из указан-
ной схемы, и их саттра носит особое название
«Утсаргинам-аянам»: «Тайттирийя Самхита» (VII,
5, 7, 1), «Тандья Брахмана» (V, 10),— что можно
объяснить ближе всего как «путь с опущением
части». Это отражало необходимость соотнести
саттры солнечного и лунного годов, и в ряде па-
мятников ведической литературы указываются раз-
ные моменты различия или сходства в частях ри-
туала. <...> Из приведенных здесь примеров
становится ясным, что всей основой саттр был год
в 360 дней, а также то, что важное место за-
нимал центральный день, известный как «виху-
ван» (так как после него все шло в обратном
порядке). О его значении я уже говорил в своих
работах, но нам важно здесь уделять внимание
тем дням, которые предшествовали установлению
такой календарной схемы. Для этого мы должны
описать тот вид жертвоприношений сомы, кото-
рый входит в общую группу саттр.
Выше уже указывалось, что наряду с двенад-
цатидневной «двадашахой» были жертвоприноше-
ния от двух до двенадцати ночей, но это не
было их пределом — они могли длиться и три-
надцать ^и более — до ста ночей («шата-ратра»).
Но поскольку «ахина» (см. выше) не должна
была превышать 12 дней, все более долгие ноч-
ные ритуалы составили третью группу — саттр
как таковых. <...> Такие ночные жертвоприно-
шения, или «ратри-саттрас», подробно описаны в
«Тайттирийя Самхите», Брахманах и «Шраута-
сутрах», и в первой особенно подчеркивается ело-