Page 328 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 328
328 ГЛАВА X
не на суше, а в воде («апсу»), не имея поддер-
жки и пребывая во тьме, не освещенной лучами
солнца (I, 182, 6). Мы сразу сможем обнаружить
аналогии этому сюжету в легендах об океане, ох-
ваченном Вритрой, или о темном океане, кото-
рый Брихаспати отпустил течь вниз (II, 23, 18).
В обоих этих случаях мы видим, что говорится
о нижнем мире, о родине небесных вод, то есть
о том месте, которое следовало пересечь в лод-
ке и нырнувшему туда солнцу в Ригведе, и Ге-
лиосу греческой мифологии. Стало быть, это не
может считаться тем местом, куда солнце уходит
на зиму, а также мы, не восприняв арктической
теории, не сможем пояснить, как покровитель-
ствуемые Ашвинами существа могли быть спасе-
ны ими после утопления в темном и бездонном
океане.
В гимне (VIII, 40, 5) об Индре говорится, что
он открыл семидонный океан, имеющий отвер-
стие в одной стороне, что явно относится к борьбе
за воды в нижнем мире. Такое же выражение
«джимха-барам», определяющее отверстие, встре-
чается и в легенде гимна (I, 116, 9), где гово-
рится, как Ашвины подняли колодец «кверху
дном, имеющий отверстие в боку или внизу»
(I, 116, 9). А в гимне (I, 85, 11) рассказывается,
как Ашвины толкнули (опрокинули?) лежавший
на боку колодец, чтобы дать воды жаждущему
Готаме. Комментаторы не объясняют ни этих фраз,
ни слов, принимая все это часто за описание об-
лаков. Но мне думается, что этими словами опи-
сывается, наиболее вероятно, противолежащий мир,
в котором каждая вещь предположительно пребы-
вает «вверх ногами», в соответствии с представ-
лениями тех, кто населяет верхний мир. Д-р Уор-
рен считает, что и греки, и египтяне полагали,
что в аду все находится в таком положении. Он
видел аналогии этим представлениям и в Ведах,