Page 325 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 325
ВЕДИЧЕСКИЕ МИФЫ ОБ УТРЕННИХ БОЖЕСТВАХ 325
луна. В свою очередь, поясняется железная нога
Вишпалы, которая объясняется как первая часть
(«пада») светлой половины лунного месяца. Она
называется «железной» по сравнению с ярким све-
том полной луны цвета золота. Слепота Ридж-
рашвы поясняется как слепая тьма ночи или зимы,
а слепой и хромой Правридж соотносится с сол-
нцем после заката или в приближении к зимне-
му солнцестоянию. Заходящее солнце, выброшен-
ное в воду, тоже понимается как суть мифа о
Бхуджье или Ребхе. Под образом жены евнуха,
Вадхримати, получившей в подарок от Ашвинов
златорукого сына, следует видеть, как нас уверя-
ют, саму зарю под другим именем, которая назы-
вается женой евнуха в силу того, что ночью она
разлучается с солнцем. Корова Шаю поясняется как
свет утреннего солнца, которое вполне можно
описать как спящее во мраке, и из мрака же оно
было вынесено Ашвинами для Ванданы.
Говоря короче, все эти легенды поясняются
только как относящиеся к солнцу или луне в пе-
риод захода или угасания. Ашвины выступают
как спасающие утренний свет или солнце, еже-
годно пребывающее в бедственном положении в
период зимнего солнцестояния. А когда солнце ста-
новится ярким и ежедневно сияет по утрам или
становится особенно сильным и ликующим в дни
весны, то и это чудо приписывается Ашвинам,
врачам богов.
Подобные разъяснения легенд об Ашвинах яв-
ляются, ^конечно, шагом вперед по сравнению со
словами Яски, объяснившего суть только одной
легенды, связав спасение перепела с явлением
зари. Но я все же не могу согласиться с интер-
претацией данных легенд, представляемой теорией
весны, что многими принято. Нельзя согласиться с
тем, что все, кого Ашвины спасают из мрака,
страдали от бедствий и несчастий, вызванных