Page 324 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 324
324 ГЛАВА X
пела («вартика»), призвавшего их на помощь (I,
112, 8). А тому Риджрашве, который был ос-
леплен своим жестоким отцом за то, что убил и
отдал волкам на съедение сто одну овцу, они
вернули зрение по просьбе волчицы (I, 116, 16;
I, 117, 17). Они излечили и Правриджа от сле-
поты и хромоты (I, 112, 8). Когда нога Вишпа-
лы была отсечена в битве, как крыло птицы,
Ашвины дали ей железную ногу (I, 116, 15). Они
дружески помогли Гхоше, дав мужа ей, (одино-
ко) старевшей в доме отца (I, 117, 7; X, 39, 3).
Жене евнуха дали сына Хиранья-хасту («Златору-
кого») (I, 116, 13; VI, 62, 7). Корове (принад-
лежавшей) Шаю, которая осталась яловой, они
дали полное вымя молока (I, 116, 22). А Пэду они
дали сильного, быстрого убивающего драконов
жеребца, побуждаемого -(к действию) Индрой, и
он завоевал ему безмерную добычу (I, 116, 6)».
Кроме всего этого, упоминается и множество
других подвигов Ашвинов, которые описываются
как спасающие, помогающие и излечивающие
многих. Но для нашей цели достаточно перечис-
ленного выше, из чего ясно, что они имели свой-
ство помогать хромым, слепым, несчастным или
раненым, и в ряде легенд явно просматриваются
указания и на подобное ослабление сил солнца.
Принимая такие указания за путь к пониманию
сути легенд, многие ученые, и в том числе
Макс Мюллер, поясняют нам, что Чхьявана — это
не что иное, как слабеющее, падающее солнце
(«чхью» — «падать, снижаться»). Отсюда следует,
что оно падает в бездну мрака, из которой, как
указывается, появились сами Ашвины (III, 39, 3).
О ведических риши говорится, что они выдали
тайну мифа о Вандане, сравнив раскапывание
для него Ашвинами сокровищ с обнаружением
солнца, скрытого во мраке. О Кали также гово-
рится, что в его образе предстает потускневшая