Page 333 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 333
ВЕДИЧЕСКИЕ МИФЫ ОБ УТРЕННИХ БОЖЕСТВАХ 333
водят нас к такому заключению, весьма слабо,
мягко говоря, могут быть связаны с теорией весны
и зари, как их теперь понимают.
Но, по нашему заключению, самым значимым
в историях об Ашвинах является рассказ об Атри
Саптавадхри. Он был брошен в пылающую без-
дну и извлечен оттуда Ашвинами, о чем гово-
рится и как об извлечении из мрака («тамасах»)
(VI, 50, 10). В гимне (I, 117, 24) повествуется о
том, что Ашвины подарили златорукого сына
бездетной Вадхримати, жене евнуха. А в гимне
(V, 78, 5), автором которого считается сам Атри
Саптавадхри, указывается, что он был заключен
в деревянный ящик, откуда его извлекли Ашви-
ны. Макс Мюллер говорит об этом: «Если это
дерево или этот ящик является образом ночи,
то, будучи запертым в нем, Саптавадхри отделял-
ся от своей жены и этим уподоблялся евнуху
(«вадхри»), и только утром, когда его освободи-
ли Ашвины, он вновь становился мужем зари».
Но этот исследователь пропускает то обстоятель-
ство, что Атри, которого он считает солнцем,
скрывшимся на время ночи, называется в гимне
не просто «вадхри», но даже «саптавадхри», то
есть «семижды евнух». Слово «вадхри», употреб-
ленное в женском роде, означает кожаный ре-
мень, но Макс Мюллер отмечает, что Саяна счи-
тал, что это слово можно употреблять и в муж-
ском роде (X, 102, 12). И тогда слово «сапта-
вадхри» будет означать солнце, опутанное сетью
из семи ремней. Но другие указания в легенде
говорят о том, что определение «семижды евнух»
выступает как характеристика Атри Саптавадх-
Ри, а не как рассказ о ком-то, опутанном рем-
НЯМИ.
Выше уже говорилось, что весь гимн (V, 78)
Приписывается самому Атри, и этот поэт взывает
о помощи к Ашвинам, прося помочь в беде. Пер-