Page 3 - Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюриковского времени
P. 3
Все почти народы, кроме народа Божия, начинают свою историю с какой-либо сказки,
ставя в главу ей и родоначальника, давшего народу своё имя.
Но Русская история начата с такого периода, когда Русь представляла огромное звено,
сильный народ, заселявший собою уже несколько сот тысяч квадратных верст; богатый
торговлей и промышленностью и разделенный на два главных государства, кроме
нескольких малых, из которых одно - южное или Киевское - гроза для Византии - осиротело,
лишившись правителей, а другое - северное, или Новгородское, отжив века республики,
подверглось уже обыкновенным её следствиям, т.е. всеобщему разъединению и
совершенному разладу в делах управления, и для спасения своей самобытности бросилось в
объятия монархической власти, призвав к себе правителя - Князя из соплеменного себе
народа.
Тут уже нет мифологического лица, поставленного родоначальником народа; нет
сказочных исполинов с волшебным оружием; нет волчицы-воспитательницы, не поставлен в
праотцы Юпитер или Плутон, или какое-либо земноводное чудовище. - Нить Русской
истории начинается с того периода, когда Россия представляет собою уже огромное
политическое тело, свидетельствующее как своей огромностью, так и своим разладом, что
оно существовало уже за много веков до этого периода.
Это заключение основано не на вымысле или предположении, но на фактах, которые
затерты, затемнены пустословием некоторых западных историков; оно основано на выводах
из естественных законов, по которым образуются, возвышаются и падают царства и народы,
и на строгом критическом разборе сказаний древних.
Факты, служащие основанием для созиждения древнейшей Русской истории, долго
лежали под спудом не разобранные, не рассмотренные и не пропущенные сквозь горнило
здравой и беспристрастной критики, подобно тому, как Геркулан скрывался несколько веков
под пеплом. Между тем, история древнейшей славянской Руси так богата фактами, что везде
находятся её следы, вплетшиеся в быт всех народов Европейских, при строгом разборе
которых Русь сама собою выдвинется вперед и покажет все разветвление этого величайшего
в мире племени.
Хотя путь к тому, по обширности своей, довольно трудный, но уже несколько
знакомый; по нему пускались Катанчич, Венелин, Шаффарик, Савельев-Ростиславич и
многие другие и - скажем с благодарностью - не без успеха. Некоторые германские историки
занимались также добросовестно Русскою историей, но редко встречающееся у них в одном
лице знание всех главнейших славянских наречий и происшедших в течение веков перемен в
них от внутреннего развития слова и от соседнего влияния, также малое знакомство их с
характером, нравами, обычаями, домашним бытом и внутренним движением славянского
мира, затрудняло это дело.
Не станем много говорить о тех, которые ставили себе в обязанность унижать все то,
что относится до Славян, в особенности же до Руссов; к этим недобросовестным лицам
принадлежат: Байер, Мюллер, Шлёцер. Гебгарди, Паррот, Галлинг, Георги и целая фаланга
их последователей. Они все русское, характеристическое усвоили своему племени и даже
покушались отнять у Славяно-Руссов не только их славу, величие, могущество, богатство,
промышленность, торговлю и все добрые качества сердца, но даже и племенное их имя - имя
Руссов, известное исстари как Славянское не только всем племенам Азийским, но и
Израильтянам со времени пришествия их в обетованную землю. И у них Руссы стоят во
главе не только Римлян, но и древних Греков - как их прародители.
Однако же не попустим им присваивать себе наше родное и величаться чужою силою,
славою, могуществом и знаниями! Отнимем у них доводами те факты, которые они так
насильственно приурочили к истории своих предков, ограбив историю Славяно-Руссов!
Мы знаем, что история не должна быть панегириком, но не дозволим же и им обращать
Русскую историю в сатиру.
Может быть, наши русские шлёцерианцы, не разбирая сущности дела, по одному