Page 6 - Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюриковского времени
P. 6
о делах наших предков, могущие горькими опытами своими утешать нас в бедствиях, а
славными одушевлять и вызывать к подражанию.
Полезная сторона истории заключается в поучениях, какие мы можем извлечь из
событий, раскрывая причины всех явлений, случайных ли или подготовленных целыми
веками, и выводя естественные следствия тех явлений. В этом отношении история делается
прагматическою и должна читать нам поучения как над монументами, так и над развалинами
древнего величия, свидетельствующими и о бывших некогда великих событиях. Эта сторона
истории есть самая трудная и требующая высшей осторожности. Ибо, развивая факты в их
причины и последствия, должно отстранять всякое предварительное предубеждение в пользу
того или другого народа, всякую современную нам наглядность в характер его. Последнее
важно потому, что настоящее и прошедшее одного и того же народа редко идёт неуклонно
по одной и той же колее, и так настоящее никак не может служить основанием и мерилом
прошедшему.
Поэтому основанием для прагматических развитии должны служить только факты
несомненные. Всякое безотчетное предположение, всякая гипотеза, внесенная в пределы
истории и служащая потом точкою опоры для философского взгляда на все периоды, затем
следующие, вносит ложный свет в науку, искажающий дух, характер народа, его
внутреннюю силу, его особенность, а часто и его достойное величие.
Бесполезно и даже смешно безусловно принимать в область истории какие-либо сказки,
но нельзя отвергать и того, чтобы в них не находилась иногда и какая-либо нить
историческая. Все вообще народные сказания или легенды делятся на мифические и
героические. Первые произошли от поверья людей в сверхъестественные существа с земною
естественною жизнью и страстями и заключают в себе вымыслы, слитые весьма часто с
действительностью. Это бывало тогда, когда человек, одаренный особыми против
современников своих способностями, удивлял и очаровывал их своими действиями и за то
причисляем был к существам сверхъестественным или мифическим. Героические легенды
суть воспоминания действительных событий, в которых выставлены личные достоинства
героя.
Оба рода этих сочинений относятся к области поэзии и отнюдь не к истории. Но,
разложив такое сказание на его составные части, отделив от него вымысел строгою
критикою, всегда можно найди в нем личность и действия исторические.
Ибо как историческая легенда берет свой предмет из круга действительности,
отстраняя иногда только законы времени и пространства, переносит эти события в область
чудесного и претворяет храбрых людей в героев, героев в полубогов и богов, и, наконец, на
высочайшей степени своего развития теряется в области чисто мифической; так точно
сказания о божествах спускаются в действительный мир, облачают вымышленные ими
существа именами и свойствами живших людей и народов. Совершенное слитие того и
другого рода сказаний в одном творении образует эпопею. - Но нет эпопеи, в которой не
было бы характеристической черты из истории.
Возьмем для примера исландские саги. Мы встречаем в них имена Valland (Галлия),
Danmork (Дания), Gotthiod (Готландия), Rin (Рейн), Attli (Аттила), Holmgardr (Холмогоры),
Vana (Венеды). Это все имена, принадлежащие несомненно истории. Также объяснятся
многие их слова, в которых прибавляют они на конце букву r, как aesir, diar, iatnar или iotar,
thursar или thussar, vanir, vanaheimr, Skalogrimr и пр. Отнимите конечную букву r, будет: aesi,
dia, iatna или iota, thursa или thussa, vani, vanaheim, skalogrim (азы или полубоги, духи или
боги, юты или геты, фурсы или жрецы, ваны или венеты, Венетия или земля венетов,
Скалогром - славянин, переселившийся с балтийского поморья в Норвегию при короле
норвежском Гаральде, а оттуда перешедший со своими ближними в Исландию и
составивший первое её население). Эти названия взяты все из действительного быта.
Древнейшие писатели, каковы, например, Этельвард, Альберикус, Снорро, Торфей, Саксон
Грамматик утверждают также, что все встречающиеся в древних скандинавских легендах
имена взяты с исторических лиц и народов, но перенесены на божества и существа