Page 5 - Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюриковского времени
P. 5

истории и для совершенного поражения лжеучений школы скандинавоманов!
                     При дальнейшем разборе надписей на памятниках славянских, которые в числе тьмы
               тем рассыпаны по лицу земли, образуется, конечно, и возможность соединить всю древнюю
               Русь с новой в неразрывную цепь и в постоянно гигантском размере.
                     Конечно, подвигаются такие труды медленно вперед; пойдем и мы медленно, не спеша,
               но верною стопою и пожелаем: да свершатся они к чести и славе России!



                                                        ВВЕДЕНИЕ



                     Принимать живое участие в минувших делах праотцов своих, восхищаться их славою и
               величием   и   из   их   опытов,   как   блистательных,   так   и   горьких,   созидать   законы   для
               собственной жизни было всегда разительною чертою характера каждого сколько-нибудь
               просвещенного   народа,   перешедшего   уже   за   рубеж   политического   младенчества   и
               достигшего опытами и рассуждением внутреннего самосознания. - Эти чувства столь близки
               и   естественны   человеческому   сердцу,   что   нет   надобности   доказывать   их.   Один   только
               бессердечный   космополит   может   быть   равнодушен   к   соотчичам   своим,   потому   что
               себялюбием уже убиты в нем все зародыши высшего чувства и стремления. - А потому чем
               бы человек ни занимался, чему бы он ни посвятил трудовую часть жизни своей, во время его
               отдыха история Отечества найдет всегда доступ к нему и приют в его сердце. Герой, сложив
               бранные доспехи свои, мудрец, закрыв книгу идей, и горький труженик, окончив дневную
               работу свою, найдут отраду и утешение в повествовании об их предках.
                     Нет поэтому никакой надобности утверждать, что занятие историею приятно; такая
               мысль уже давно обратилась в аксиому. Но возведем этот предмет к источнику своему - к
               единству, обусловливающемуся не номинальной личностью, но общностью приложения.  -
               Если история человека есть связный рассказ Божеских путей, по которым он должен был
               воспитываться   и   усовершаться,   то   нет   ничего   поучительнее   и   возвышеннее,   как
               глубокомысленное   занятие   ею;   несмотря   на   то,   будем   ли   мы   обращать   свои   взоры
               преимущественно на Творца-Воспитателя и вместе с тем на все события, прославляющие его
               всемогущество   и   мудрость,   справедливость   и   любовь  -  или   кинем   взоры   на
               человека-воспитанника, идущего предназначенным путем или уклоняющегося от того пути и
               свободно кующего жребий и потомкам своим; будем ли смотреть на него, как на раба своих
               страстей, или будет занимать нас борьба его с пороком и заблуждением; остановимся ли
               пред   картиною   его   величия,   или   со   стыдом   отвратимся   от   изображения   его   позора;
               привлекут ли нас его добродетели или оттолкнут гнусные пороки.
                     Но как мы рассматриваем судьбы одного человека, этого отдельного звена в обширной
               цепи народа, так точно можем мы рассматривать и судьбу целого народа в отношении к
               самому себе или к внутренней его жизни и в отношении к другим, окружающим его народам,
               или в отношении к его жизни внешней.  -  Там мы увидим борьбы сил нравственных и
               физических во всем объёме народного итога, увидим возрождение одних часто из малого, но
               чистого источника, и погружение других всею гигантскою массою своей в безличный хаос. -
               Там мы увидим, от чего пал крепкий Вавилон и просвещенный Египет, от чего разъединили
               Эллины могущество своё, что ниспровергло знаменитый Илион, как роскошь и разврат
               наложили   цепи   на   колоссальный   Рим,   как   раздоры   Славян   подчинили   их   чуждому
               владычеству. Там мы изучим причину скоротечности огромных государств, составленных
               Александром Македонским, Аттилою, Карлом Великим, Наполеоном и другими героями
               минувшего времени.
                     Итак, история и в этом отношении имеет те же две стороны: приятную и полезную. В
               первом отношении она служит нам как памятная книга о событиях минувших, и в этом
               случае она рассказывает нам рождение народа, развитие его сил, внутренних и внешних, его
               собственное движение в массе всего населения земного шара, а вместе с тем повествует нам
   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10