Page 162 - Славянское царство
P. 162

страх,  что  ни  разу  на  его  веку  греки  не  осмелились  приблизиться  к  пределам
               Болгарии. После смерти Тугемира власть перешла к его сыну Хвалимиру. Женившись,
               он  имел  трех  сыновей:  Петрислава,  Драгимира  и  Мирослава.  Петриславу  он  дал  в
               управление Зету, Драги- миру — Требинье и Хум (Chleuna), а Мирославу — Подгорье
               (Podgorie). Дожив до преклонных лет, он скончался. Через некоторое время Мирослав,
               отправившись  навестить  своего  брата  Петрислава,  был  застигнут  бурей  посреди
               озера (Balta) и погиб вместе со всей свитой, не оставив после себя сыновей. Поэтому
               его  земли  отошли  к  Петриславу.  Последний,  имея  единственного  сына  по  имени
               Владимир,  скончался  и  был  погребен  в  церкви  Святой  Марии  в  Крайние  (Gazeni).
               Владимир,  приняв  на  себя  управление  королевством  в  юных  летах,  по  мере
               возмужания,  помимо  телесной  красоты,  которой  наградил  его  Пресвятой  Господь,
               умножал свою мудрость и благочестие. При нем вышеупомянутый болгарский царь
               Самуил  с  сильным  войском  вторгся  в  Далмацию  и  принялся  опустошать  владения
               короля Владимира. Последний, не желая по своей доброте и простодушию подвергать
               опасности  жизнь  своих  подданных,  не  стал  вступать  в  войну  и  предпринимать
               ответные  действия,  но,  поднявшись  на  очень  высокую  гору  под  названием  Облик
               (Obliquo), стал жить там со своими людьми. Болгарин, видя, что не может причинить
               королю  Владимиру  никакого  вреда,  пока  тот  там  находится,  оставил  часть  своего
               войска  у  подножия  упомянутой  горы,  и  сам  повел  остальных  на  захват  Улциня
               (Olchinio). В те времена на горе, где пребывал со своими людьми Владимир, водилось
               немало ядовитых змей, от укусов которых гибли и люди, и скот. Владимир, видя беды,
               которые  терпели  от  упомянутых  тварей  его  люди,  обратился  к  Господу  с
               благоговейной просьбой освободить их от этой напасти. Господь внял его словам, и с
               тех пор не только никто из его людей не был укушен змеей, но и до сего дня змеи и
               другие  ядовитые  твари  тех  мест  безвредны  для  людей.  Самуил,  видя  (как  было
               сказано),  что  захватить  короля  Владимира  с  помощью  силы  нет  никакой
               возможности, попытался через послов уговорить его спуститься с горы, обещая не
               причинять  никакого  вреда.  Владимир  ответил  отказом.  Тогда  один  из  его
               [Владимира] жупанов вступил в тайные сношения с Самуилом и обещал за хорошее
               вознаграждение от Болгарина предать ему Владимира со всеми его людьми. Самуил
               обещал  золотые  горы,  и  тогда  упомянутый  жупан  принялся  уговаривать  короля
               Владимира сдаться Болгарину, уверяя, что тот не должен причинить ему никакого
               зла;  более  того,  даже  если  Болгарин  и  обойдется  плохо  с  ним  лично,  то  [его
               подданным] не будет обиды. Король Владимир, страдая и печалясь в большей мере за
               своих подданных, чем за себя самого, поскольку (как мы сказали) был мужем святым,
               дал  своему  жупану  себя  убедить.  Собрав  сходку,  он  обратился  к  народу  с  такими
               словами:  «Любезные  братья  мои!  Наше  положение  вынуждает  меня  (по  моему
               разумению)  поступить  теперь  по  евангельскому  изречению,  гласящему:  «Пастырь
               добрый  полагает  душу  свою  за  спасение  овец  своих».  Болгарин  обещает  ныне
               отпустить вас всех без обиды, если я сойду вниз и переговорю с ним. Если же я не
               сделаю этого, он грозится не сойти с этого места до тех пор, пока все мы не погибнем
               от голода. Посему лучше мне сдаться на его милость, чем обречь вас всех на великие
               страдания».  Произнеся  эти  слова,  он  попрощался  со  всеми  и  пошел  к  Самуилу,
               который,  едва  Владимир  оказался  у  него  в  руках,  сослал  его  в  Охрид  в  место  под
               названием  Преспа  (Presla),  где  находилась  его  резиденция.  После  этого  он  со  всей



               К оглавлению
   157   158   159   160   161   162   163   164   165   166   167