Page 165 - Славянское царство
P. 165

Владимиром.  Охваченный  ужасом,  тот  стал  звать  на  помощь  своих  воинов,  но
               посланный  Богом  ангел  поразил  его,  и  он  упал  замертво.  Увидев  это,  воины  его  в
               ужасе разбежались. Так этот прескверный муж, прервавший некогда свой обед, чтобы
               предать  смерти  блаженного  Владимира,  сам  был  предан  смерти  за  ужином  рукой
               ангела Господня.
                    Посему  дядя  Владимира  Драгимир,  узнав  об  этом,  решил  вернуть  себе
               королевство  своих  предков  и,  собрав  большое  войско,  прибыл  в  Которскую  бухту.
               Жители Котора вышли ему навстречу и, вынеся снедь, стали просить его отобедать
               на  острове,  носящем  имя  святого  Гавриила,  чтобы  успеть  тем  временем  должным
               образом  подготовить  город  к достойному  приему  столь  высокого  гостя.  Драгимир
               принял  приглашение  которцев  и  с  небольшой  свитой  переправился  на  лодке  на
               остров.  Распорядившись  о  приготовлении  трапезы,  которцы  (а  их  собралось  там
               немало)  стали  вести  такие  речи:  «Самуил  и  Владислав,  прежние  цари  упомянутых
               областей — мертвы, и не осталось никого из рода древних королей, кроме Драгимира.
               Если он останется в живых и станет обращаться с нами так же, как его предки, дела
               наши будут плохи. Так давайте же убьем его и сбросим ярмо рабства во имя нашего
               счастья  и  [счастья]  наших  детей!»  Сговорившись  сообща  об  убийстве  короля,  они,
               когда  пришло  время  обеда,  с  довольным  видом  сели  вкушать  пищу  вместе  с  ним.
               Распалив себя с помощью вина, они всем скопом неожиданно набросились на короля,
               но он успел вскочить на ноги и укрыться в стоявшей поблизости церкви. Обнажив
               меч,  он  преградил  нападавшим  вход  в  упомянутую  церковь.  Которцы,  видя,  что
               дверной  проемцеркви  слишком  узок,  взобрались  на  крышу,  проломили  ее  и,
               проникнув внутрь, убили короля — отражать одновременно наседавших на дверь и
               проникавших  через  крышу  было  выше  его  сил.  Совершив  это  злодеяние,  они
               разбежались.  Войско,  узнав  о  гибели  своего  короля,  разбрелось  по  домам.  Жена
               Драгимира, узнав о гибели мужа, решила вернуться в Рашку к своему отцу Лютомиру,
               великому жупану Рашки. Не застав его в живых, она отправилась со своей матерью и
               двумя дочерями в Боснию к своим дядьям по материнской линии. В дороге, проезжая
               через  Дринское  княжество  (Contado  di  Drina),  в  селении  под  названием  Брусна
               (Brusno) она разрешилась сыном и нарекла его Доброславом (Dobroslauo). В течение
               некоторого времени она жила с ним в Боснии, но затем, опасаясь вражеских козней,
               отвезла  в  Рагузу.  Там  он  взял  в  жены  внучку  (nipote)  прежнего  болгарского  царя
               Самуила, прекрасную девушку, и имел от нее пятерых сыновей: Михайло (Michaglia),
               Гойислава  (Goislauo),  Саганека  (Sagance),  Радослава  (Radoslauo)  и  Предимира
               (Predemir).
                    Греческий  император  Василий,  узнав  о  смерти  болгарского  царя  Владислава,
               собрал большое войско и захватил всю Болгарию, Рашку и Боснию. Одновременно с
               этим  он,  снарядив  мощный  флот,  покорил  всю  Далмацию  до  самых  ее  крайних
               пределов.  Управлять  упомянутыми  областями  Василий  поставил  чиновников  из
               греков, от алчности которых местному населению приходилось терпеть немало горя.
               Доброслав,  видя  это,  решил  воспользоваться  этим  и  вернуть  себе  владения  своих
               предков.  Посему  он  стал,  с  одной  стороны,  льстить  греческим  чиновникам,
               превознося их правление и рассудительность, с которой они вершили правосудие; с
               другой же — указывать народу на жестокое рабство, которое его угнетало, напоминая
               о  неправедном  суде,  ежедневно  чинимом  греками,  об  обесчещенных  ими  женах  и



               К оглавлению
   160   161   162   163   164   165   166   167   168   169   170