Page 190 - Славянское царство
P. 190
которые, не имея возможности передвигаться, укрылись в роще и лежали на земле.
Когда его привели к королю Стефану, находившемуся со свитой неподалеку, тот
сказал ему, что справедливый Божий суд привел его к такому концу, ибо он,
неслыханно возгордившись, возжелал без всякого повода захватить королевство, на
которое не имел никаких прав. На что Болгарин, глядя ему в глаза и воздев перст к
небу, ответил только: «Да исполнится Божья воля!», после чего скончался. Этому
болгарскому царю было предсказано, что он умрет на «новой земле» (terra nuoua). Он
же, полагая, что это должно случиться в Тырново (Ternouo), его городе в Болгарии,
где был престол у тамошних царей, отправился в поход с легким сердцем, почти
уверенный, что в этом походе не погибнет. Однако предсказание все‑таки сбылось,
поскольку место, где он укрылся после сражения, называлось Новая Земля (Terra
noua). Король Стефан позволил болгарам увезти его останки в Болгарию, и они
предали их земле там, где по обычаю хоронили своих царей. Упомянутый Михаил
оставил после себя сына по имени Шишман (Sisman), который владел Болгарией
вместе со своей матерью, пока не был изгнан болгарским царем Александром, о чем
будет рассказано в своем месте. Рашане же немало обрадовались этой победе,
поскольку весьма опасались оказаться под властью болгар. Итак, после упомянутых
событий король Стефан, сознавая свою старость и испытывая великую любовь к
своему сыну, как за вышеупомянутую победу, так и за то, что тот всегда и во всем был
ему покорен и безмерно чтил, решил передать ему власть над обеими Зетами со всеми
бывшими в них городами и крепостями. Стефан, отправившись управлять
упомянутыми областями, взял с собой множество молодежи из Рашки и несколько
советников, мужей злокозненных. Упомянутые советники стали денно и нощно
убеждать его отнять власть у отца, который по причине преклонного возраста был
уже неспособен к управлению, и тем самым обезопасить себя от своего брата Синиши
(Siniscia), прижитого его отцом от второй жены. Хотя это и казалось жестоким его
сыну, по природе весьма доброжелательному и мягкому, он тем не менее внял их
убеждениям и решил осуществить то, что ему советовали. Собрав втайне отборное
войско из самых отважных воинов, которые были в обеих Зетах, и взяв в советники
Каравиду Фратнуту (Carauida Fratnuta) и Джураджа Илича (Giurasc Illijch), он
ускоренным маршем двинулся в Рашку, где находился его отец. Тот, хотя и слышал
[недоброе] о своем сыне, не желал этому верить. Посему сын, застав его за охотой близ
крепости Петрич (Peterzo), без труда схватил его и заключил в темницу в крепости
Звечан. Это весьма поразило его отца, ничего подобного не опасавшегося. Итак, когда
король оказался указанным образом в темнице, вышеупомянутые советники стали
убеждать его сына лишить его жизни. Делали они это из опасения попасть в беду, если
король каким‑либо образом освободится. Сын, вняв их превратным увещеваниям,
послал несколько человек, привычных к подобного рода ремеслу, и они среди ночи
удушили его в упомянутой крепости. Произошло это в тысяча триста тридцать
первом году. Некоторые говорят, что, когда упомянутые слуги пришли лишить его
жизни, он проклял сына и его потомство. И, хотя это проклятие миновало его самого,
тем не менее оно пало на его внука Уроша, который, как мы вскоре расскажем,
потерял власть. Его останки были погребены в косовском (Scosna) монастыре Святого
Спаса в Дечанах, возведенном по его повелению. Он правил двадцать лет и оставил
К оглавлению