Page 85 - Славянское царство
P. 85
терзали Римскую империю и какую славу снискал себе славянский народ за
одержанные победы, можно понять по тем дарам и письмам, которые сенат посылал
Аврелиану, о чем говорится у Флавия Вописка. За победу над готами Аврелиан
получил от сената столько благодарностей и наград, сколько никогда прежде не имел
ни один полководец или император. Как пишет Сабеллико, Аврелиан уничтожил
всего пять тысяч готов в одном сражении. Флавий Вописк, ссылаясь на греческого
историка Феоклия (Teoclito Greco), пишет о том, что павших в бою с Аврелианом было
немало, при этом погибло не более трехсот солдат гарнизона; что сарматы были
побеждены в Иллирике; что за Дунаем он уничтожил пять тысяч готов с их вождем
Каннабадом, или Канабаудом, и провел множество их в триумфе. По этой причине
Аврелиан был прозван «восстановителем Галлий» и «освободителем Иллирика».
Однако всякий, прочтя Иордана, не на минуту не усомнится в том, что это ложь.
Очевидно, Флавий льстит Аврелиану, желая приумножить его славу указанием
только числа павших готов. Хотя Вописк в начале своего повествования и признает
этот грех за историками, которые, принимаясь за написание истории императоров,
стремятся увеличить их славу путем указания на множество павших, однако при
описании этой войны с готами сам его и совершает. По свидетельству Сабеллико и
Бьондо, готы были также побеждены императором Константином, однако Иордан
открыто это отрицает. Тем не менее с полной уверенностью можно утверждать, что
после заключения мира с Римом готы вели себя мирно в течение почти семидесяти
лет вплоть до Валента, который, отказав им в своей дружбе и союзе, позволил жить
во Фракии и иметь свое войско. В то время готы разделились на визиготов и
остроготов, то есть на «верхних» и «нижних», поскольку у славян, имеющих
одинаковый с готами язык, visi означает «верхний», a ostoch, или istoch, означает
«восток». Те, кто был ближе к востоку, стали называться остроготами, а западные —
визиготами. Аблавий считает, что так они именовались еще у себя на родине, однако
Павел Диакон, Аббат Урсбергский и Альберт Кранц говорят, что те, кто последовал за
Фридигерном, были прозваны визиготами, а примкнувшие к Аталариху (Atalanio) —
остроготами. По причине царившего между ними разлада Фридигерн обратился к
императору Валенту с просьбой оказать ему помощь в борьбе с Аталарихом и, как
пишет Сократ (VIII, 14), одержал победу над своим соперником. Валент разбил его
близ пределов Фракии, и по этому случаю готы по превратному убеждению Валента
приняли арианство. В то время, по свидетельству Феодорита, готов наставлял и
обучал превратным догматам Ария готский священник Ульфила (Vualfila).
В этом месте мнения историков сильно разнятся. Сабеллико в 9–й книге VII
эннеады пишет, что готы, изгнанные гуннами, пришли просить Валента о даровании
им для жительства Фракии. Это же утверждает и Орозий, однако Аббат Урсбергский
и Иордан говорят, что готы просили у Валента Мезию и Дакию, а он предложил им
Фракию, где они и поселились. То же самое утверждает и Сократ Историк, однако
Мефодий пишет, что готы завоевали Фракию в результате войны, а император,
опасаясь, что в будущем готы будут нападать на Римскую империю, против своего
желания предложил им Фракию, и дал двух своих военачальников, Лупицина и
Максима, чтобы под их началом они могли завоевать для себя другие, лучшие страны.
Нет согласия у историков и относительно причины возникновения разногласий
между императором Валентом и визиготами. Павел Диакон, Аббат Урсбергский и
К оглавлению