Page 94 - Славянское царство
P. 94

врагов,  а  по  тому,  как  он  обходится  с  ними  после  победы.  Такому  государю  я,
               побежденный и победивший судьбу, униженный судьбой и унизивший судьбу, сдаюсь
               на милость. Признаюсь, что до сей минуты чувствую себя побежденным скорее твоей
               добротой и великодушием, покорившими мою душу, чем оружием, покорившим мое
               тело, по причине большого расположения, которое я возымел к грекам после того, как
               попал к ним в плен». Эта вдохновенная речь Гелимира так тронула императора, что
               он, помня о непостоянстве судьбы, ответил ему со всем состраданием, чтобы тот не
               огорчался; что он всегда ценил величие души выше всяких королевств и империй; что
               причиной войны с ним послужило не его честолюбие, а необходимость поддержать
               репутацию Римской империи и добиться признания ее прав владения — ведь после
               победы над карфагенянами, царями Сифаксом и Юбой Римская империя всегда была
               повелительницей Африки, почему он и добивался признания ее римской провинцией.
               Что же касается лично Гелимира, то он сочувствует его несчастьям, однако не с ним
               воевали  римляне,  а  со  всем  вандальским  народом,  который  в  прошлом  грабил
               Сицилию и другие провинции Римской империи, и сам Рим; что он сделает так, чтобы
               он, хотя и лишившись права распоряжаться войсками и королевствами, тем не менее
               остался  государем  и  сохранил  королевский  статус,  поскольку  долгом  его  и  его
               предков  было  миловать  покорных  и  усмирять  заносчивых;  и  что  он  решил  так
               поступить с ним по той причине, что узнал в нем мужа, самого по себе достойного
               любого  высокого  положения,  доблестного,  великодушного  и  в  равной  степени
               добродетельного,       обладающего,      что    ему    особенно     понравилось,      редким
               постоянством  и  крепостью  духа.  Так  Юстиниан  утешил  Гелимира  и  даровал  ему
               некоторые владения во Франкии, куда тот и отправился, проведя там остаток своей
               жизни; и о вандалах не осталось иной памяти, кроме как в королевстве Испании, где
               они  жили  —  область,  которой  они  владели,  была  названа,  как  мы  сказали  выше,
               Вандалузией, или Андалузией.
                    Вандалы  господствовали  в  Африке  в  течение  двухсот  лет,  но,  в  конце  концов,
               угасли упомянутым выше образом — нет в этой жизни такой власти, или империи,
               которая  не  была  бы  подвержена  тысяче  случайностей:  Кир,  который  некогда
               властвовал над персами, мидийцами и халдеями, опустошил большую часть Азии и
               взял Вавилон, украшение Азии — в конце концов, вступив в битву с массагеткой, а
               следовательно,  славянкой,  Томирой  (Tomiri),  с  великим  позором  лишился  удачи.
               Карфагенянин  Ганнибал,  покоривший  всю  Африку,  после  стольких  побед  над
               иберами и кельтами, труднейшего перехода через Апеннины и удивительных побед
               над римлянами не смог одолеть всего одного римского военачальника, да еще и у себя
               на родине. Потеряв все, он сменял одно изгнание на другое, и, скажем, был жестоко
               наказан  судьбой.  Помпей  Великий,  римский  консул  и  военачальник  (Imperador),
               пройдя  некогда  победным  шагом  по  всей  Азии  вплоть  до  твердыни  Кавказа  и
               Каспийского моря, покорив многие народы и премного обогатив город Рим, в конце
               концов, был разбит небольшим войском своих же соотечественников и потерял всю
               свою славу. Так и Гелимир, о котором мы ведем речь, незадолго до этого прославив
               свое имя многими, если не сказать бесчисленными свершениями, лишился всей славы
               под ударами судьбы. Вот воистину редкий и поучительный пример того, что человек
               не  должен  полагаться  на  милость  судьбы  —  величайшие  империи  рушатся  и
               исчезают, когда судьба в один день, час или мгновенье отворачивается от смертных.



               К оглавлению
   89   90   91   92   93   94   95   96   97   98   99