Page 36 - UM
P. 36

С т р а н и ц а | 35

***

Мы не знаем о прошлом ничего, или почти ничего. Сокровища дремлют в библиотеках.
Мы утверждаем, что история прерывиста и что несколько светочей знания разделены
сотнями и тысячами лет невежества. Возникшая внезапно идея «просвещенного века»,
которую мы восприняли с поразительной наивностью, погрузила для нас во мрак все
остальные эпохи. Новый взгляд на древние книги изменил бы такое положение вещей.
Мы были бы потрясены содержащимися в них богатствами. К тому же, не следует
забывать, что, по словам Эттербери, современника Ньютона, «больше древних книг
утеряно, чем сохранилось».

Этот-то новый взгляд и решил высказать наш друг Рене Аллео, одновременно и
техник, и историк. Он наметил метод и добился кое-каких результатов. До сих пор он,
похоже, еще не полнил никакой моральной поддержки для продолжения этого труда,
превышающего возможности одного человека. В декабре 1955 г. он прочитал по моей
просьбе доклад для инженеров автомобильной промышленности, собравшихся под
председательством Жана-Анри Лабурдетта. Вот суть этого доклада: "Что осталось от
тысяч рукописей Александрийской библиотеки, основанной Птолемеем Сотером, от
этих незаменимых документов, навсегда потерянных для древней науки? Где пепел
200 тысяч трудов Пергамской библиотеки? Что стало с коллекциями Писистрата в
Афинах, с библиотекой Иерусалимского храма, с библиотекой храма Пта в Мемфисе?
Какие сокровища содержались в тысячах книг, сожженных в 213 году до н.э. по приказу
императора Цинь Ши Хуан Ди из чисто политических соображений? Древние труды
дошли до нас в виде развалин огромного храма, от которого осталась лишь груда
камней. Однако благодаря тщательному изучению этих обломков и надписей
становятся различимы истины, которые невозможно отнести на счет одной только
поразительной интуиции древних.

Прежде всего, вопреки укоренившемуся мнению, рационалистические методы не были
изобретены Декартом. Посмотрим, что он пишет: «Тот, кто ищет истину, должен
насколько возможно сомневаться во всем». Это очень известная фраза, но это не
показалось чем-то очень уж новым. Если мы откроем вторую книгу «Метафизики»
Аристотеля, то увидим: «Тот, кто хочет обладать знанием, должен прежде всего уметь
сомневаться, потому что сомнение ума приводит к обнаружению истины». Кроме того,
можно констатировать, что Декарт заимствовал у Аристотеля не только эту
капитальную фразу, но также и большую часть знаменитых правил управления
рассуждением, правил, которые лежат в основе экспериментального метода. Это
доказывает, во всяком случае, что Декарт читал Аристотеля, от чего слишком часто
воздерживаются современные картезианцы. Эти последние могли бы также
констатировать, что кто-то записал: «Если я ошибаюсь, то заключаю из этого, что я
существую, потому что тот, кто не существует, не может ошибаться, и благодаря тому,
что я ошибаюсь, я чувствую, что существую». Увы, это не Декарт, это Св. Августин.

Что касается скептицизма, необходимого наблюдателю, то здесь действительно не
приходится идти дальше Декарта, который считал действительным только тот опыт,
   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41