Page 33 - vovie
P. 33
Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы» 32
языческого вида «Богоматерь»; стены и колонны расписаны змеями и древними языческими
символами. Единственное, что напоминает о христианстве, – это написанная на боковой двери
сцена поклонения волхвов.
На самом деле, вокруг Тосканы стоят сотни простых, изукрашенных на языческий лад
пьев, совсем непохожих на церкви. Они действительно своей простой строительной
конструкцией и своими украшениями больше напоминают языческие храмы или, по крайней
мере, заставляют вспомнить гностиков или ариан. Удивительно, что столь могущественный
церковный деятель, едва не затеявший (при поддержке албанского героя Скандербега)
последний крестовый поход против турков, появился на свет в столь явно нехристианском
окружении. Зато становится ясно, насколько важна для него была акция фальсификации:
деревенский мальчик, крестившийся в крошечной языческой церкви, достигает высшего чина в
церковной иерархии и перекраивает всю мировую историю. Творческое переиначивание
всемирной истории помогло ему забыть крошечную пьеву его детства.
Совершенно не по-христиански выглядят и большие храмы Тосканы, например, в
Сан-Кирико, где о католицизме напоминают лишь отдельные современные вкрапления.
Изображенные там сказочные чудовища принадлежат совсем другому миру, ставшему нам,
благодаря многовековой идеологической обработке, непонятным и чуждым. Смешными
кажутся любые новомодные попытки истолкования сюжетов: они только подчеркивают наше
непонимание древнего призрачного духовного мира. Иногда создается впечатление, что в
лучшем случае об отдельных этих существах может идти речь в «Откровении Иоанна», но и эта
мысль притянута за уши.
Зато античные произведения искусства, например римские геммы, настолько
соответствуют этому языческому духу и стилю, а художественные формы этих двух эпох
настолько близки друг к другу, что кажется, будто римскую античность и католическое
христианство XV века разделяют всего несколько поколений 32.
Марк Аврелий, христианский император
«Государевы зерцала» писались правителями в назидание потомству, главным образом,
сыновьям-наследникам. Известнейший образчик эпохи Ренессанса был создан Петраркой. При
дворах Византии и Персии они были известны уже в X-XI веках и имели целью не только
педагогическое, воспитательное воздействие на наследников трона, но и создание
своеобразного нравственного мерила для благородных и образованных людей.
Идеализирующие и в то же время несущие отпечаток эпохи, «государевы зерцала», указывая на
пример героических и благонравных предков, должны были воодушевлять потомство сильнее,
нежели указующий перст отца, пусть даже папа и восседает на княжеском престоле. Ничто
человеческое не чуждо живым; лишь мертвым дано носить сияющий венец непорочности.
Самое знаменитое «зерцало» в мировой литературе как раз и является обращением к
прошлому: это «Reloj de principes» (Часы государевы) преподобного Антонио де Гевара,
созданное им между 1518 и 1524 годами для могущественнейшего из людей, императора Карла
V, в чьей империи никогда не заходило солнце. Это «величайший литературно-исторический
вымысел», своего рода роман-аллегория с множеством подробностей из жизни самого
императора. Он был тотчас же переведен на все европейские языки, и тираж его многократно
превысил тиражи всех выпущенных к тому времени книг. «Часы государевы» называют
«бестселлером Ренессанса».
Антонио де Гевара (1480-1545) двенадцатилетним мальчиком был принят ко двору
32 Эту мысль Уве Топпер разрабатывал в последние годы в серии докладов и статей. Например, он установил,
что в творчестве великого голландского художника Хиеронима Босха даже в начале XVI века еще полностью
отсутствовали христианские мотивы (они были дорисованы после его смерти, как Топпер установил на основе
наблюдений за стилем художника; позже этот вывод был подтвержден при исследовании картин физическими
методами). Осенью 2002 г. вышла в свет его новая книга «Фальсификация времени», в которой большое внимание
уделяется позднему возникновению христианства.