Page 179 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 179
МЕСЯЦЫ И СЕЗОНЫ 179
впервые проложил пути, по которым всходило
(рождалось) солнце (I, 83, 5), и все Атхарваны
называются «нашими отцами» («нах питарах»),
наряду с Ангирасами, Навагвами и всеми Бхригу
(X, 14, 6). В гимне (II, 34, 12) указывается, что
Дашагвы были первыми жертвоприносителями, а
в гимне (X, 92, 10) Атхарван выступает устано-
вителем порядка этого ритуала, а уже все Бхригу
показали себя богами этого искусства.
Имя Атхарван филологически является формой
«Атхраван», что значит «жрец огня» в Авесте, а
слово «Ангирас» считается этимологически связан-
ным с греческим «Аггилос», то есть «вестник»,
и с персидским «Ангарах», что значит «взлета-
ющий посланец». В «Айтарейя Брахмане» (III,
34) сказано, что «Ангирасы» — это то же самое,
что и «Ангарах» — «горящие угли или огонь»
(сравните с Ригведой: X, 62, 5). Примем ли или
не примем мы эти этимологии как абсолютно
правильные, подобие между этими словами ре-
шительно указывает на то, что Атхарван и Ан-
гирас должны были быть древнейшими жертво-
приносителями всей арийской расы, а не толь-
ко ведического народа.
Итак, даже если Ману, Атхарван или Анги-
рас не являются именами определенных личностей,
не имеет смысла сомневаться в том, что они
были представителями семей жрецов, проводив-
ших — если не предложивших — систему прине-
сения жертв в древнейшие времена. А это зна-
чит, что этакие события происходили до разделения
арьев (на две ветви — индоязычные и ираноязыч-
ные). А поэтому они стали восприниматься поэта-
ми Ригведы почти как боги. Их всех описывали
как более или менее связанных с Ямой (X, 14,
3-6). Но это совсем не значит, что они были,
так сказать, агентами Ямы или существами не-
человеческой природы. Выше уже ведь говори-